30 мая 2010 года Кутилову исполнилось бы 70 лет. Принято так говорить: «исполнилось бы». Но этот человек не дожил бы до 70-ти, даже если б не погиб насильственной смертью в 85-м. Образ жизни не позволил бы ему дотянуть до этой даты. Фильм «Москва придумает меня…» впервые был показан в январе этого года в московском Центральном доме кино. Фильм в целом неплохой. А за кадры с Евгением Александровичем Евтушенко просто от души благодарна создателям. Но сорок минут предварительной болтовни вокруг да около. Но любительская съёмка московской презентации фильма – с руки, дрожащие кадры, плохой свет, нечёткая картинка. А запредельное по пустоте и продолжительности выступление директора фильма! И она к тому же наивно рассказала, что ей не удалось договориться с Пушкинкой о съёмке в стенах библиотеки. Москвичи с камерами, аппаратурой прямо с поезда ломанулись в Пушкинку, а их не пустили – каких-то документов не оказалось. То есть тётенька и не подумала заранее договариваться с библиотекой, а просто привезла с вокзала съёмочную группу прямо на место. В выходной день! Я было прониклась уважением к бывшему поэту Александру Бекишеву, который поскромничал и не стал долго выступать со сцены. Однако оказалось, что с добрыми чувствами к нему я поторопилась: Бекишев то и дело «забивал эфир» по ходу фильма: и о Кутилове рассказывал, и стихи его читал (читал плохо). Омск в фильме – это общее место. Это общие места в кадрах: Тарские ворота, уродка Любочка. И зловещая ухмылка сантехника Степаныча, высунувшегося из канализационного люка с разводным ключом (обезображенный труп Кутилова был найден в канализационном коллекторе). Конечно, москвичи не подозревали в своём фильме такого подтекста. Кроме того, ни отстроенных заново Тарских ворот, ни, тем более, Любы и сантехника-«убийцы» Кутилов видеть не мог – они появились в нашем городе уже после его смерти. Назло несчастьям и насилью, чтоб зло исчахло наяву, Земля придумала Россию, а та придумала Москву. Живу тревожным ожиданьем, Бессонно ямбами звеня… Мой триумфальный день настанет! Москва придумает меня!.. Последняя строчка кутиловского стиха и стала названием фильма. Знаете, мне не кажется, что Кутилов это говорил всерьёз. Мне видится бравада, некий задорный протест в этих словах. Он называл себя великим поэтом, но – определённо – не числил себя таковым. Поэтому он бросал написанное где попало, а не вёл скрупулёзно архив своих творений: черновиков, заметок и прочих свидетельств творческой активности. Поэтому Геннадию Великосельскому пришлось собирать обрывки и клочки с текстами Кутилова. Как печально, что «законное» место Великосельского, умершего незадолго до начала съёмок, в фильме занял Александр Бекишев – занял по хронометражу, я имею в виду. Мне нравится Лейфер – умный, интеллигентный человек. Подозреваю, это он рассказал сценаристам о том, что в Омске родились Иннокентий Анненский и Леонид Мартынов. Да оставьте вы уже Анненского в покое. Вместе с Врубелем, кстати. Они родились в «мерзком городишке» и почти младенцами были вывезены из него в Европейскую Россию. Им наши провинциальные восторги по поводу их места рождения были бы странны. Но никто не назвал поэта, который кровно связан с Омском и куда ближе Анненского к Кутилову по народной образности и поэтической страсти, – Павла Васильева, автора знаменитого «Соляного бунта». Фильм понравился – в целом, в общем. Но… Некоторые омские персонажи вызывают недоумение и вопрос: а с чего тут именно они? Переборщили со стилизацией под съёмки 60-х – 70-х – 80-х годов. Резануло слух, что Твардовский был к Кутилову «неравнодушен». Был момент, когда кинодокументалисты скатились до нарочитой сенсационности в духе криминальных телехроник. Тем не менее сценарий сделан был довольно качественно. Здесь я всё-таки перечислю создателей этого кино. Автор – Вилен Визильтер. Режиссер – Александр Фетисов. Производство: Компания «Свой почерк», 2008 г. Для тех, кто не видел, но заинтересовался: сценарная канва соотносится со статьёй о Кутилове в «Википедии». Там же – ряд лёгших в основу фильма текстов. Настоящим «кутиловским» эпизодом были съёмки его одноклассника в Бражникове. Простецкий такой мужичонка в камуфляже рассказывал затверженные байки об учёбе в школе: как Кутилов набрасывал ребятам в альбомах контуры рисунков, а они раскрашивали и получали хорошие оценки по рисованию. Но иногда их разоблачали. Как он, бывало, говорил стихами. Хотя это – вряд ли. Тут, скорее, часть легенды о Кутилове, которая вырастает сама по себе в Бражникове, среди его жителей – и знавших поэта лично, и только наслышанных о нём. Тронули кадры с сыном Кутилова, Олегом. Как горько прозвучало его признание, что он не знал отца как поэта, считал его обычным пропойцей. Из игровых эпизодов (сделанных достаточно деликатно) хорош был фрагмент на Ваганьковском – перед могилой Есенина. Стихотворение Кутилова – диалог с Есениным о признании поэта после смерти, о самоубийстве как пути к этому признанию. И, конечно, Евгений Евтушенко – значимая фигура во всей истории открытия безвестного омского бомжа для российского и мирового читателя. Спасибо за это Евгению Александровичу. Спасибо создателям фильма за Евтушенко в фильме о Кутилове. Напоследок приведу стихотворение, прозвучавшее с экрана и вызвавшее бурю эмоций в зале омского Дома актёра. Стихотворение Аркадия (Адия) Кутилова из деревни Бражниково. Хоть в ларьках «рассыпухи» избыток, хоть портвейн я по праздникам пью... «Солнцедар» – мой любимый напиток, – в этот раз я тебя воспою. Всех мыслителей допинг коронный, фиолетовый зверь «Солнцедар»... Сам Ермак, «Солнцедаром» взбодрённый, колошматил непьющих татар. Презираю и вермут, и брагу, – что за хмель без кислотных примет?! «Солнцедаром» плесни на собаку – и собака облезет в момент! Им приятно подпаивать милку, он хорош для семейных атак... Брось под танк «Солнцедара» бутылку – зарычит и скопытится танк! Всолнцедарившись, вижу, как встарь я, пляшет стол и хохочет диван... Дашка, Дарья моя, Солнцедарья, что ж ты рвёшь на себе сарафан?! «Солнцедар» – добровольная пытка, детектив, нервотрёпка, пожар... Рупь с полтиной – бутылка напитка, а какой сторублевый кошмар! © Аркадий Кутилов.
Источник: http://e-n-z.livejournal.com/44353.html |