Рыженко Леонид Игоревич (РЛИ). Невостребованность новых форм планирования соответствует смене способов функционирования самой системы управления. Неясно, кто заказчик стратегического планирования? Нет специалистов по стратегическому планированию. Может быть должны быть носители, субъекты (функционеры) этого процесса?
Малицкий Геннадий Антонович (МГА). Это должно стать договором согласия в выборе приоритетов развития территории или региона.
Шалмин Никита Петрович (ШНП). Сам по себе документ не имеет смысла, так как в нем будет зафиксировано лишь согласование интересов ограниченного круга участников. Должен быть реализован постоянно действующий механизм вовлечения, объективации (представления, опубликования) и согласования интересов. Возможно, стоит первоначально смоделировать этот механизм на ограниченной группе.
Ганчарук Сергей Николаевич (ГСН). Нельзя говорить о согласовании интересов различных групп, если нет групп и не проявлены интересы. Надо как можно больше людей втягивать в сам процесс согласования. Важна история того, что мы прошли в осознании этой проблемы. Важно вычленить то, что остается неизменным в Городе, то, чем не надо управлять, что является общим. И, наоборот, то, что не может без управления. Таким образом, надо решить три задачи:
- осуществить деление города по управляемости;
- определить само понятие Города;
- осуществить согласование оперативных и стратегических задач (по времени, а не по приоритету).
Куропатченко Владимир Михайлович (КВМ). Все-таки для кого разрабатывается план, кто является его заказчиком? И кто может ответить на вопрос, каким должен быть план стратегического развития, что это за документ?
Корб Виктор Владимирович (КВВ). Отвечая на вопрос о том, "какой документ нужен", я предлагаю заменить его вопросом "что важнее в стратегическом планировании - сам процесс или его результат?" И я отвечаю "процесс". Но есть еще один вариант ответа - "документ", если это "гипердокумент" - документирование, то есть совмещение процесса и результата (стремление к нечетко определенному результату приводит к бессмысленному процессу, а вот отказ от конечного результата и переход к постоянному результированию - кадрирование, фиксирование промежуточных состояний - дает вполне реальные результаты!) Значит главное - построить механизм публикации промежуточных результатов анализа проблем, заявленных позиций. Исходя из этого, план должен стать представлением основных (самоопределившихся) групп городского сообщества, их позиций и интересов и механизм согласования их интересов.
Филимонов Вячеслав Аркадьевич (ФВА).
- Писать планы очень легко.
- Кому нужен ответ на вопрос "кому нужен стратегический план?"
- Решение задачи с нечеткими условиями -- стратегия непрямых действий.
- Хороший инструмент стратегического планирования -- карта проблем и ресурсов (образ Города).
Необходимо раздельно отвечать на вопросы "Как делать план?" и "Как живет город?"
МГА. Как управлять самим процессом разработки плана?
Геринг Геннадий Иванович (ГГИ). Понятийное определение ограничено составом участников. План вряд ли может стать документом согласия всего городского сообщества.
- Есть вечные истины и ценности для городского сообщества (инварианты), на них и надо опираться (в частности, система образования).
- Необходимо провести тщательную инвентаризацию, описание существующего состояния.
- Необходимо объективированное определение направления развития, но большинство позиций изначально неопределены, поэтому, возможно, надо исходить из необходимости реализации потребностей людей.
МГА. Задача-минимум должна состоять в том, чтобы дать власти возможность оценить правильность расходования средств.
Зубакин Василий Александрович (ЗВА). Надо посмотреть материалы комплексной экспертизы "Омск-90" и провести сравнение с нынешним состоянием: что произошло за эти десять лет. Самая важная наша задача -- овеществить в новых людях процесс самоопределения городского сообщества, потому что у нас все меньше и меньше ресурсов для участия в этом.
МГА. Кажущиеся резкие противоречия между различными уровнями власти -- ничто, по сравнению с нерешенностью проблемы функционирования собственно системы управления городом и регионом.
РЛИ. Предлагаю в качестве механизма "опубликования", о котором говорил КВВ, использовать разработанный и запускаемый нами механизм Информационной сети интеллектуальной деятельности (ИСИД). В рамках этой сети можно издавать и распространять материалы о стратегическом планировании.
Тихоненко Игорь Григорьевич (ТИГ). Далеко не всем интересно будущее. Я проводил конкурс среди студентов "Персонал-2000" и продолжаю работать со студентами. Я считаю важной задачу "сохранения интереса к стратегическому планированию" и буду этим заниматься.
МГА. Домашнее задание состоит в следующем: в результате осмысления материалов сегодняшнего заседания внести предложения по организации работы по стратегическому планированию а) в формализованном режиме, б) в клубном пространстве, в) в образовательном пространстве.