Еще одна точка в пространстве и времени, в которую пытается вернуться Омск в поисках самого себя. В отличии от ностальгического локального варианта Сергея Сочивко, Окунево вставляет Омск во всемирную историю. Окунево – духовный противовес железобетонному монстру, сегодняшнему Омску, его антитезис и альтер эго. То, что является полной противоположностью Омску и лучше всего выражает его дух. То, что было закатано в асфальт, казалось, навеки, а потом с упрямством тополиного ростка пробилось наружу. Крайности, как известно, сходятся. Есть два места на реках-близнецах, Оми и Таре, разделенные сотнями километров и, кажется, промежутком в целую вечность. Где-то человеческая цивилизация в крайней точке своего развития – как раковая опухоль, распухшая железом и бетоном в плоти благодатной сибирской равнины, прорастающая метастазами в окружающем пространстве. А где-то – далекая страна, в которой присутствие человека почти незаметно, которая живет по своим заповедным законам, ничего не имеющими с теми, которые действуют в Омске. Строгая и скромная красота южной тайги, бронзовая колоннада сосновых чащ и прозрачная легкость березовых околков, извилистая красная река в обрамлении рыжих крутояров и ожерелья изумрудных пойменных озер, прозрачное небо над пустынными лесами и полями, звенящими комариным писком. Мир, в котором человек был, как в древности, учеником и детищем неведомых всемогущих сил. И этот мир внезапно пророс в единственную известную нам реальность, разорвал ее, дал возможность заглянуть в тайны мироздания, увидеть воочию действие сокровенного механизма. Сквозь слой обыденности начинают просвечивать контуры иных миров и времен, в которых наша земля получает совершенно иное место. Асфальт с привычными колдобинами становится путем, ведущим к таинствам. В озерке с топкими берегами проглядывают купола храма Ханумана. В свете утренней зари сияние Кристалла озаряет планету и предвещает всеобщее спасение. Деревня Окунёво Окунево – классическая сибирская деревушка на отшибе. Впрочем, час до районного центра и шесть – до Омска, по сибирским меркам не расстояние. Те, кто не нашел лучшей доли в городах и на северах, и не спился, живут в условиях натурального хозяйства столетней давности. Поэтому люди здесь милы и дружелюбны. Тара много значит в местной истории, потому как здесь было основывались старейшие русские поселения в Западной Сибири. Деревушка состоит из полутора улиц. Центр общественной жизни – магазин без продуктов и автобусная остановка. Обычную серость и блеклость старой окраски деревянных домов приятно разнообразят свежие росписи по индийским мотивам и надписи на санскрите. Если пройти до околицы, до границы сумрачного соснового леса, то появляется другое святилище, в языческом стиле – деревянный забор, затейливые храмики и несколько идолов, все в резьбе и густом блеске лакированного дерева. На этом цивилизация заканчивается, начинается грунтовая дорога, петляющая между стволов. Окунёво. Татарский увал На одном из увалов, Татарском, в пяти километрах от Окунево, который тысячелетиями был святилищем местных племен, недавно почти одновременно воздвигли христианскую дощатую часовню и индуистский жертвенник – в нескольких метрах друга от друга. Ответственные лица обеих конфессий периодически устраивают разборки, кто здесь круче всех, что не мешает регулярным богослужениям. Большинство молится и там, и там, не забывая оставлять полоски ткани и прочие подношения на стоящем рядом шаманском дереве. Полная толерантность и политкорректность. На другом берегу Тары, в десятке километров по прямой у деревеньки Инцисс среди болот находится Шайтан-озеро, очень сумрачное и неприветливое на вид. Чужому человеку сюда не добраться по тайным тропам и зарослям тростника, поэтому аборигены устроили себе безбедную жизнь на многочисленных экскурсиях. Это реальная топография, на которую лет за пятнадцать наложилось несколько слоев мифов, которые уже успели обрасти легендами, научными исследованиями и просто слухами. Во-первых, с этими местами издавна связывалась какая-то чертовщина, которая в середине прошлого века была привязана к НЛО. Собраны сотни свидетельств с классическими атрибутами контакта вроде свечений, летающих шаров, странных фигур и тому подобное. Отмечу, что в остальной Омской области такого не наблюдалось, а в тех местах фанатики-контактеры типа Фокса Малдера не ошивались. Многие места считаются чудодейственными. Во-вторых, сам Сатья Саи Баба заявил, что в своем предыдущем воплощение он был жрецом в храме Ханумана и храм этот находился в Сибири. Его ученица Расма Розитас в начале девяностых отправилась с напутствием отыскать это место. У меня есть подозрение, что индус и латышка смутно представляли себе, что такое Сибирь, иначе место было бы указано немного точнее. Внимание было привлечено странными для русского языка (и такими знакомыми для санскритского слуха) названиями как Омь и Тара. По наитию Расма добралась до Окунева, а после поста и медитации на нее снизошло видение. Да, здесь был храм Ханумана – в Шайтан-озере. Немного странный для нас способ археологической рекогносцировки имеет глубокую индийскую традицию: именно так определялось местоположение утерянных святынь Вриндавана и Курукшетры. С тех пор Окунево стало Меккой для русских последователей Сатья Саи Бабы, месторасположением ашрама, а сам гуру неоднократно справлялся о своем прежнем местожительстве. В-третьих, многочисленные визионеры и контактеры 90-х годов часто и независимо друг от друга указывали на этот район как на место расположения очень таинственных и важных объектов. Усредненная версия состоит в том, что в этих местах до эпохи оледенения располагался храм с ключом к тайнам мироздания, который с целью сохранения был перемещен в другое измерение, частично привязанное к местности на Земле, а в дальнейшем этим знаниям еще предстоит сыграть свою роль в спасении человечества. Феномен этот известен как «окуневский кристалл». Храм и его отдельные части имеют привязку в самом Окунево, на Шайтан-озере или в окрестностях. В-четвертых, слухи и публикации в прессе привели к организации нескольких экспедиций с научным геофизическим оборудованием. Разведка обнаружила, причем зачастую в тех местах, на которые указывали контактеры, расположение под землей больших структур плотного строения – камня, проще говоря. Если учесть, что вся Западная Сибирь представляет собой километровый слой глины, то этот факт вызывает как минимум удивление. В академической науке этот район тоже достаточно известен. Здесь прорабатывалась новая методика совмещения археологических и этнографических исследования, осуществлялись раскопки, местность описана во многих монографиях и отчетах. Можно сказать, что это стандартный набор доморощенной мифологии – дешевый коктейль из старушки Блаватской и ультрасовременного нью-эйджа. Можно удивиться, как неожиданно быстро одна легенда за другой начали наслаиваться друг на друга, как перемешались и сплелись все основные мотивы современного мистицизма. Но это не легенда и не сказка. Это поиск себя в иных регистрах познания. Можно удивиться еще одному – с какой легкостью Омск отправился в неизвестность в поисках самого себя. Константин Ткаченко (14/02/07)
Источник: http://topos.ru/article/5314 |