22 июля 2010 года, г. Омск
Протокол
Открытые экспертные слушания «Развитие Омского региона на ближайшие 5 – 15 лет – сценарии будущего» Первый раунд
Организатор – Омский Клуб Деловых Журналистов При содействии Омского регионального отделения ООО «Деловая Россия», Омского Клуба ул. 10 лет Октября, 193, галерея «Аврора-Крейсер» Присутствовали: П. Батурин, В. Кунгурцев, Ю. Шатилов, А. Жиров, И. Спиридонов, Н. Шалмин, Д. Шейко, Т. Ильина, Н. Мельникова, Е. Кармалова, В. Машкина, Е. Гусева, А. Рудейский, Е. Завьялова, В. Суриков. Повестка дня: 1. Успешные варианты позиционирования территории и эскизные сценарии развития. Матрица «уникальные возможности – значимость» (проект). Докладывает Ю. Шатилов. 2. Брендинг в Омском регионе: нужно ли быть смелее? («Недобренд» и «перепиар». Гипотетические маркетинговые проекты для Омской области. Проект Citycelebrity – изменение городской реальности). Докладывает А. Жиров. 3. Обсуждение и заключение экспертов Экспертной сети Омского Клуба. Ведущий – В. Кунгурцев, координатор Омского Клуба. Секретарь – Е. Завьялова. Слушали В. Кунгурцев, вступительное слово. По первому вопросу Юрий Шатилов Успешные варианты позиционирования территории и эскизные сценарии развития. Матрица «уникальные возможности – значимость» (проект).
1. «Крепость». Единственная крепость за Уралом. Крепость восстанавливается полностью и достраивается до полного замыкания стен. Массовые исторические реконструкции. Легенды и мифы. Исторические личности. Феерический праздник победы над ХХХ (?) Остальной город – придаток и обслуживание крепостных праздников. Марафонский забег в доспехах, костюмированный туризм и пр. Развиваются: туризм, ремесла, культура, исторические науки, архитектура, сервис, общепит, сельское хозяйство, торговля.
2. «Экологически чистые продукты». Поддержка и совместное продвижение на мировые рынки всевозможной продукции сельхозпереработки (Омская марка). Чистая природа вдали от промышленных зон – чистые продукты. Легенды для каждого продукта с акцентом на омскую территорию. Развиваются: переработка с/х продукции, производство упаковки, продвижение, логистика, сетевая торговля, общепит, экологическая обстановка.
3. «Отличное образование». Несколько учебных школ в различных сферах образования с давними традициями. Соблюдение традиций мусульманских государств при европейском качестве образования и недалеко от дома (для студентов из Казахстана, Киргизии и пр.). «Лучшая школа дизайна в России». «Третья столица моды в России». Развиваются: учебные заведения, СМИ, транспорт, общепит, культура и искусство.
4. «Архитектурные шедевры». Город – площадка для битвы архитекторов. Поощряются архитектурные эксперименты. Строятся необычные здания и сооружения (гигантские солнечные часы, галерея над Омью и пр.). Развиваются: туризм, строительство, качество жизни, транспорт, образование, СМИ. (Тезисы: http://omsk-club.ru/publ/territorialnyj_marketing/3-1-0-47) По второму вопросу Александр Жиров Брендинг в Омском регионе: нужно ли быть смелее?
1. «Недобренд» и «перепиар». Фактическое воплощение идей территориального маркетинга в Омской области сегодня наносит непоправимый удар не только самим идеям, но и возможным реальным действиям по продвижению региона в будущем. Примеры неудачного маркетинга: Окунёво, Тара, Омск.
2. Гипотетические маркетинговые проекты для Омской области. Минусы, которые можно превратить в плюсы: «Индустриальный исторический парк», «Образовательный центр», «Фестиваль».
3. Проект Citycelebrity – изменение городской реальности. Нужно ли делать ставку на молодёжь? Реальные инструменты «брендирования» для нового поколения пользователей. (Тезисы: http://omsk-club.ru/publ/strategic_planing/2-1-0-48, а также: http://omsk-club.ru/publ/territorialnyj_marketing/v_porjadke_brenda/3-1-0-49) Обсуждение И. Спиридонов. Мне довольно странной показалась позиция [А. Жирова] по Окунёво. Это нужно раскручивать. Почему отвергли? А. Жиров. Я там был два раза. Первый указатель появляется недалеко от Окунёво. Нужно развивать территорию нормально в Окунёво или развивать в месте, которое доступно. Можно перенести «пуп земли» в сторону Саргатки. И. Спиридонов. Бренд не может существовать сам по себе. А. Жиров. Его нужно подкреплять. И. Спиридонов. Я считаю, что Окунёво можно раскрутить. Е. Завьялова – А. Жирову. Как вы видите место Тары в бренде Омской области? А. Жиров рассказал о раскопках, проходящих в настоящее время в Таре, и о присвоении в перспективе городу статуса исторического. А также о купеческом сословии старинной Тары, составившем её славу в прошлом. Привёл пример эффективности действия личной инициативы – организации группой энтузиасток из Норвегии музыкального фестиваля. П. Батурин. Кто должен раскручивать бренды? Вы привели пример с девушками из Норвегии. Это делают девушки или люди, которые вложились в проект? А. Жиров. Чем должны заниматься бизнес и власть? Создавать условия, чтобы творческие люди оставались в городе. Citycelebrity не нашли спонсора в Омске. Т. Ильина. Самое слабое место – кому продавать? У нас это всегда продукт внутреннего потребления. А. Жиров. Должна создаваться инфраструктура для туристов. И. Спиридонов. Спросим Никиту Шалмина как профессионального архитектора. Н. Шалмин. Окунёво – потому что там уникальные озёра и бренд «Пять озёр». Что мы будет продавать туристам? Когда мы говорим о развитии, что мы под ним понимаем? Омск не может быть столицей военного тыла, так как это и Томск, Новосибирск, Свердловск, Красноярск, Самара. «Столица иртышских речников», «Столица дружбы между Казахстаном и Россией». В Омске нет архитектурной школы, и это сдерживающий развитие фактор. С точки зрения архитектуры Омск не выдерживает никакой критики. И. Спиридонов. Можно ли развить бренд «Окунёво»? Н. Шалмин. Если психи найдутся – они сделают. На самом деле люди, которые задумываются о развитии, о будущем города, никак не влияют на это. Никто из нас не может повлиять на проект 300-летия. А другой, большей части Омска это не требуется. Насколько идеи бренда будут поддержаны всеми омичами, или это провалится? И. Спиридонов. Ты архитектор, скажи про метро! Н. Шалмин. Новосибирску метро действительно необходимо, Екатеринбургу – тоже. У Омска это обезьянничание. Метрополитен Омску – как корове седло. И. Спиридонов уточнил о роли самого Никиты Шалмина в строительстве омского метро. Н. Шалмин. Никита Шалмин – это тот человек, который на 15 лет остановил строительство метро. Метро Омску не нужно абсолютно. В. Кунгурцев. Кто хочет взять слово? Н. Мельникова. Мы занимаемся поиском идеи или поиском технологии? Кому мы это продаём – для внутреннего пользования или для внешнего? Участники встречи (Н. Мельникова, А. Жиров) подискутировали о продаже бренда. Н. Мельникова – А. Жирову. Давайте продадим город Тару. Н. Шалмин привёл пример с Шушенским, о переориентировании ленинского места на этнический фестиваль. В. Кунгурцев. Предлагаю от Шушенского вернуться к Омску. Т. Ильина. В Омске во всём шизофрения. Проводится международный фестиваль музыкальных театров, но Эрих Розен говорит, что для него главное – гастроли по деревням, где его принимают с распростёртыми объятиями. Участники встречи (Н. Мельникова, В. Кунгурцев) подняли вопрос о заказчике брендирования. Ю. Шатилов привёл пример с «тремя видами» воды, их стоимостью. Ю. Шатилов. Это и есть стоимость бренда. «Пять озёр» – единственный омский брендовый товар, но нигде не говорится, что он сделан в Омске. Участники встречи (Ю. Шатилов, Н. Шалмин, И. Спиридонов, В. Кунгурцев) обсудили возможность запроса населения властям. В. Кунгурцев. Коллеги, кто ещё из экспертов возьмёт слово? Д. Шейко. В Омске не видно заказчика. В Томске, Новосибирске меньше препон для продвижения проектов. В Омске находится единственный за Уралом Сибирский университет физической культуры и спорта. Можно перекинуть мостик к идее экологически чистой продукции, развивая легенду сибиряка как человека крепкого здоровья. Можно организовать школу исторического фехтования на спортивной основе, это будет совсем другой уровень. А вот где взять заказчика? В Омске плохо с лоббированием. В Омске ни разу не был проведён «Русский силуэт», нет завоёванных лоббистами позиций. И я согласен с Игорем Спиридоновым, что Окунёво надо раскручивать, потому что такого нет больше нигде. Ю. Шатилов. Никакой Окунёво не бренд. Участники дискуссии (И. Спиридонов, Д. Шейко, Н. Шалмин) поговорили о барьерах в головах чиновников. В. Кунгурцев. То, что изображения Омска нет на купюрах – случайность или закономерность? Д. Шейко. Города на деньгах выбирали знаковые - самые-самые и т.п. Ю. Шатилов. Омска много где нет, даже в погоде на Яндексе. В. Кунгурцев. Омск не просто находится в упадке, Омск угасает. Д. Шейко напомнил о международном форуме молодых предпринимателей, когда благодаря приезду высоких гостей Омск был упомянут в центральных новостях. Участники встречи (Д. Шейко, В. Кунгурцев, Т. Ильина) поспорили о проведении международных спортивных мероприятий (чемпионатов мира) в Омском регионе. Короткая дискуссия об омской продукции (Ю. Шатилов, Д. Шейко), о маркетинговой стратегии властей (Н. Мельникова, Е. Капралова), о том, как зарабатывают и где тратят деньги омские бизнесмены (Д. Шейко, Ю. Шатилов). Д. Шейко. Омским бизнесменам выводить свои компании в другие регионы мешает желание держать всё под контролем [пример с изданием «Бизнес Курс» в Новосибирске]. Короткая дискуссия об омском образовании и предпринимателях (Ю. Шатилов, В. Кунгурцев). А. Рудейский. Таких людей 5%, и от этого никуда не деться. Как помочь бизнесу? Надо ему не мешать. Вернёмся к позиционированию города и предлагаю обсудить продвижение брендов. Для меня заказчик определён. Заказчик – это мы. Мне импонирует идея Юрия продвигать Омск через другие бренды. Ю. Шатилов. Заказчик – это тот, кто согласен, что это надо делать. А. Рудейский. Мы являемся заказчиками, мы же и исполнители. Обсуждение энтузиазма в деле продвижения Омска (Ю. Шатилов, Д. Шейко, А. Рудейский), о негативных брендах типа «ГазМяса» и их продажной цене для региона (Н. Мельникова, Ю. Шатилов, Е. Кармалова, Д. Шейко). В. Кунгурцев. Очередной раунд экспертных слушаний о развитии омского региона будет организован по мере заявки. Для этого следует опубликовать тезисы своих докладовна сайте Омского Клуба. Ждём Вас, как экспертов, с публикациями на сайте и докладами на слушаниях.
В. Кунгурцев поблагодарил участвовавших в Первом раунде экспертных слушаний и пригласил всех продолжить обсуждение заявленных тем в неформальной обстановке.
Источник: http://omsk-club.ru/blog/povestka_ehkspertnykh_slushanij/2010-07-21-29 |