Нет, речь не о пожарах. Я считаю, что в Омске региональное министерство культуры совместно с нерадивыми собственниками за 20 лет небуквально сожгли энциклопедию Модерна.
Стиль модерн, рассыпанные по городу отдельные здания – в кирпиче и штукатурке – это достояние города. Стиль отличается от неоклассики, от конструктивизма. Одно из таких характерных отличий – тотальность декора. Декор включает как облик здания в целом, так и обработку поверхности стен, сочетание разнофактурных элементов, введение откровенно эстетских деталей, и даже переплеты стен, в вечернем освещении, работающие против желтизны света, эти переплеты столь необычны и столь напряжены, что становятся неотъемлемой частью общего рисунка фасада. Переплёты – с толщиной доски, планки, импоста, накладками и филёнками, ручками – все тщательно проработано, стекло подрезано, дерево прорастает, растекается по поверхности, будто живое, ветвится.
Это живое дерево сейчас меняют на пластик, меняют грубо, не соблюдая тонкости пропорций, не соблюдая культуры производства. Ордер на замену дает наш любимый Минкульт. При этом современные технологии позволяют выполнить такие переплеты даже в режиме копии, можно армировать, можно сочетать металлический каркас и деревянную облицовку рамы. Но пропорции должны соответствовать авторскому замыслу. Это – реальная, материальная, буквально археологическая ценность нашего города. Вы не найдете таких стекол в Новосибирске и Тюмени, вероятно их мало и в Тобольске и в Екатеринбурге. Мы его не теряем из-за старости, но из-за глупости. Из-за неумения профессионально отнестись к реставрации культурного наследия.
Так мы потеряли остекление особняка Гриневицкого (консульство Казахстана), затем – Эльворти, переворочен декор и кровля Дома Кадыша, заменили стекло на корпусе института повышения квалификации (на Декабристов), из последнего (и не крайнего, а последнего) – Дом Михайлова, куда переехал Департамент культуры, теперь вот собственно здание-энциклопедия, дом Каменноугольных кузнецких копий. На фоне этого уничтожения аутентичных деталей, потери промышленных зданий ТЭЦ-1 и склада Эльворти, господин Лопухин и господин Витько выколачивают из Федерации (и господина Мединского) деньги на снос и новодел под модерн для театра “Галёрка”.
Практику реконструкции с разборкой до фундамента, усилением и новостройкой мы уже прошли на Вокзале, Концертном зале, Арлекине – этих шедеврах современной архитектуры. Практики реставрации наследия стиля Модерн мы, похоже, не увидим.
Фото (С) автора и Алексея Пантелеева.
Источник: http://fima-fr.livejournal.com/244644.html |