В минувший вторник в галерее «Лошадь Пржевальского» состоялась идеологическая дуэль омского художника Дамира Муратова и журналиста Виктора Корба. Противники попытались выяснить, есть ли у Омска миф и можно ли им управлять. Однако встрявший в диспут культуролог Владимир Яшин прервал дуэлянтов, призвав их не придумывать мифы, а их реализовывать. За происходящим наблюдала корреспондент „Ъ" ЕКАТЕРИНА КУДРЯВЦЕВА. Напомним, 7 июля в галерее «Лошадь Пржевальского» открылся конкурс концептуального искусства «Мифы города». Готовясь к реализации проекта, организаторы — владельцы галереи призвали концептуалистов «децентрализовать привычное культурное пространство и создать свой собственный символический мир, где в центре мы и наш город». Для этого, по мнению галерейщиков, нужно создать миф Омска. О намерениях найти городской миф заявили 59 начинающих и опытных художников. Свое видение мифа художники воплощали в различных формах, от пейзажа до объекта и видеоарта. Известный омский концептуалист Сергей Баранов почувствовал мифологичность в «колбасе родины», представив ее деревянным поленом с вкраплениями белых звезд. Собирательный образ омичек художник увидел в стуле, раскрасив его на манер «маленького черного платья» с внушительным декольте и откровенно короткой юбкой. Не смогли концептуалисты обойти и такие символы города, как скульптуры жены генерал-губернатора Любы и слесаря Степана на Любинском проспекте. Автор Дуся Ковальчук задумалась над тем, «что у Степана под люком». Размышления художницы, воплощенные в нескольких скульптурах, привели к вариантам: легендарный слесарь в ее глазах предстал русалкой, кентавром, сатиром, деревом и морковкой. В минувший вторник вечером художники, культурологи и бизнесмены собрались в галерее, для того чтобы разобраться, есть ли у Омска миф и можно ли им управлять. Дискуссию организаторы облекли в форму условной дуэли между омским художником Дамиром Муратовым и журналистом Виктором Корбом. «Корб — технолог, его точка зрения, что мифом можно управлять, то есть его можно создать. Муратов же считает, что мифы рождаются сами по себе от природы», — дала старт словесному поединку директор галереи Людмила Дебус. Но замысел организаторов провалился — противостояния не получилось: Дамир Муратов с ироничной улыбкой слушал собеседника и не пытался отстаивать свою точку зрения. Между тем Виктор Корб объяснил собравшимся, что миф можно создать из чего угодно, и предложил как некий образ персонажа уличной жизни Омска 1980-1990-х годов образ реального человека того времени — городской сумасшедшей, прозванной в народе Зеленой бабой. Как ни сопротивлялась публика созданию мифа Омска из такого персонажа, господин Корб попытался мифологизировать нелицеприятный образ. «Зеленая баба собирала бутылки, значит, она очищала город, — рассказывал о жизни легендарной бомжихи спорщик, — зеленый ассоциируется с елкой, а елка это город-сад». Дамир Муратов никак не реагировал на высказывания оппонента, хотя позже признался, что он категорически против подобной мифологизации Омска. Однако не смог остаться равнодушным скромно стоявший до этого в стороне омский культуролог Владимир Яшин. «Получается, что Омск — город-бомж», — раздосадованно воскликнул он. По мнению господина Яшина, миф не нужно придумывать, «его нужно реализовать, искать в самом городе». Как оказалось, это стало точкой в дуэли, и, не успев разгореться, спор сошел на нет. Итоги конкурса «Мифы города» организаторы подведут 21 июля. Автор произведения, признанного мифом города жюри конкурса, куда вошли омские художники Владимир Сташевич, Александр Андреев и Дамир Муратов, будет награжден премией в 30 тыс. руб. Фото: Работа Дамира Муратова «Че Бурашка» Коммерсантъ(Омск) № 128 (3212) от 14.07.2005
Источник: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=590902 |