Ещё в XVII веке Ян Коменский предложил предметно-поурочную систему, и пр., что оказалось востребованным в эпоху промышленной революции. Обучение, вслед за производством, «ушло из семьи» и стала функцией общества и государства.
Большевиками за модель учебного заведения была взята гимназия. Советская школа решала задачу подготовки кадров для индустриализации. Поэтому программа гимназии была заменена предметами политехнической школы. Конвейерное производство требовало унификации образования, что определило единую программу для всех школ. Всех под одну гребёнку: одарённые дети стали помехой системе образования.
По законам бюрократии «средняя школа» стала разрастаться и «вширь» и «в глубь». С каждым десятилетием в программу средней школы загружали новые (технические) предметы. Перегрузка учебной программы средней школы продолжалось всё время индустриального развития страны. Времени на углублённое осмысленное изучение предмета не предоставлялось: «галопом по Европам» - одни заголовки. С каждым классом уменьшалось число учащихся, стремящихся получать знания (5–6 человек на класс).
8 классов школы показалось для бюрократии мало. Было продлено обучение, а затем снижен возраст поступления детей в школу. В советской школе вводили факультативы, кружки, группы продлённого дня. Всё для того, что бы родители могли спокойно работать на конвейере, зная, что «дети в школе».
Следует понять, что период индустриализации в прошлом. В прошлом и школа - позитивное социальное явление, которым она была в период ликвидации безграмотности. Средняя школа, как система образования, безнадёжно устарела, и последние десятилетия является тормозом необходимой реформации страны. Для постиндустриального общества главным производственным ресурсом стала информация, а самыми ценными качествами - профессионализм, обучаемость и креативность.
Экстенсивная постсоветская школа, работающая по инерции, не только не готова к выявлению этих ценных качеств у учеников, но и наносит учащимся непоправимый вред, который необходимо уменьшить. Системе образования требуется революционное, коренное переустройство. Как минимум, «средней школы» должно стать «меньше»: по срокам обучения, по числу предметов, по количеству часов и т.д.
Привожу несколько ключевых тезисов по «реформе» образования. - в школу детей набирают после достижения 8-9 лет (с матерью до полных 3-х лет, ясли до 6 лет, детсад до 9)
- дети и подростки разведены в разные учебные заведения (начальная, средняя, специализированная)
- чем взрослее учащиеся, тем больше вариантов учебных заведений
- предметов существенно меньше (углублённое изучение базовых предметов)
- дети учатся в других учебных заведениях, одновременно со школой
- дети находятся больше в разновозрастных коллективах, чем среди сверстников
- при обучении в школе учитываются гендерные отличия...
Никакое образование не делает человека счастливым... Мой преподавательский стаж, в основном советского периода. В последние годы работы мою критику системы образования печатали омские газеты (помню интервью в «Омской правде»). Обсуждение: Реформа образования Построение школы - 19 век, только в конвейерном виде
|