Реформу образования надо начинать не с гендерного деления классов, не с перекраски стен, не с переименования учебных заведений. Реформу надо начинать с корня - с сути самой системы. А уже потом рассматривать вопросы педагогического характера и программ обучения. Нужно, чтобы школа была живой. Всё остальное - вторично. Реформу образования надо начать с преобразования всей социальной системы страны. Вместо школ, финансируемых из госбюджета, должны возникнуть частные школы, финансируемые потребителями образовательных услуг. Система такая: на каждого ребёнка (вне зависимости от места проживания) государство открывает "образовательный счёт", размер которого определяется следующим образом: сумма, которая тратится из бюджета на содержание школы и зарплату учителей этой школы, разделённая на количество учащихся в "образовательном округе", в данном случае, это область, например. В итоге, когда есть возможность, родители, как распорядители этого счета, сами определяют, в какой школе лучше учиться ребёнку и куда направлять деньги с этого счета (предельная стоимость услуг - определяется государством). Соответственно, школы борятся за учеников и за их родителей - и на полученные средства проводят модернизацию. Учитывая, что в сельских районах, например, дешевле "коммуналка", чем в городе, а количество учеников - и соответственно, количество поступающих средств - такое же, - сельские школы модернизируются быстрее, чем городские, у которых больше возможностей привлечь спонсора. Спонсорами школ в сельских районах могут выступать и местные предприятия, которые, к слову, смогут и влиять на программу обучения, "наблюдая" школьников, подготавливая из них потенциальных сотрудников, например. Сегодня эта спонсорская система существует в виде "шефства", но она не носит массового и легитимного характера. - Один раз в 8 классе государство - также, через "образовательный счет" - оплачивает всей "параллели" лучшей школы района поездку в другой регион России.
- Один раз в 9 классе государство - также, через "образовательный счет" - оплачивает всей "параллели" лучшему классу района поездку в Европу или Азию.
- После 10-го класса все мальчики-школьники проходят месячную начальную военную подготовку в выездном армейском лагере, которая заменяет собой срочную службу в армии.
- В течение 10-го класса дважды все школьники проходят производственную практику на предприятиях, которые являются спонсорами школы.
- После 11-го класса - выпуск, сдача экзаменов и подача результатов экзаменов в вузы.
Это то самое "околообразовательное", которое критиками нового закона упускается из виду. А что касается образовательных вопросов напрямую: сама система должна быть изменена - нужно выделить больше возможностей для выбора самими учащимися. Перенимаемая новым законом американская система, которая этот выбор расширяет - весьма неплоха: есть определённый набор предметов, которые нужно изучить обязательно - остальной "набор" ученик добирает по своему вкусу и потребностям, в том числе и более глубокое изучение некоторых предметов. Это развивает в школьниках - юных гражданах - большую ответственность за свой выбор, заставляет мыслить и анализировать. Нужно увеличить долю "удалённого" образования - через интернет. Нужно менять подход к домашним заданиям и квалификационным работам - чтобы не возникало ситуаций: скачал с интернета реферат - сдал - получил "пять". Нужно, чтобы ученик учился в своих работах размышлять самостоятельно. Ничего этого нет ни в старом законе, ни в новом. Не обязательно уделять много учебных часов физкультуре. Достаточно организовать нормальную инфраструктуру для занятия, в том числе, уличным спортом, организовать в школах реальные спортивные команды, устраиваеть соревнования между школами. Ну и главное - надо не забывать, что школа не столько даёт знания, сколько готовит к жизни и к последующему получению знаний, закладывает систему. Поэтому уделять внимание нужно таким предметам, как правоведение и начала экономики, например. Абитуриент, приходя в вуз, должен уметь грамотно себя подать, уметь разбираться в основах предметов, которые ему в вузе предстоит изучить и знать, где можно найти информацию, и как с ней работать. Обсуждение: Реформа образования Построение школы - 19 век, только в конвейерном виде
|