Критические тезисы об опыте гражданской и профессиональной самоорганизации на примере проекта "Омский Пикник"
1. Выбор рекреационной темы мероприятия облегчает задачу, но резко снижает ценность творческого опыта, поскольку оставляет всех участников в привычном потребительском дискурсе.
2. Тезис "без политики" является абсолютно манипулятивным, позволяющим отсекать неудобные темы и неудобных людей. Примечательно, что под этим предлогом организаторами была жестко отвергнута даже идея проведения внутренних праймериз или виртуальных выборов (Мэра Пикника, Леди Пикник и т.п.), в то время, как площадка легко использовалась для пиара представителями официальной власти и даже для трансляции сюжетов о "нечестных официальных выборах".
3. По сути проект можно с большой натяжкой признать опытом самоорганизации небольшой группы социальных менеджеров, которые реализовали простейшую схему "предоставления услуг рекреации на некоммерческой основе". Символическая "открытость" схемы решала, преимущественно, локальную задачу компенсации неизбежных менеджерских недоработок и рисков. Более ясное организационное оформление этой группы в корпоративном формате, очевидно, позволило бы осуществить проект более эффективно, а также обеспечить накопление успеха, создание более технологичного прототипа для развития.
4. Коммуникации в период подготовки носили, преимущественно, или исключительно односторонний и жестко централизованный характер. Не было даже открытой площадки для представления и свободного обсуждения концепции, организационной схемы или даже локальных идей сценариев. При такой организационной схеме даже лозунг "мы сами делаем свое мероприятие" с неизбежностью оказался несостоятельным: количество "халявщиков" на полтора-два порядка превысило количество волонтеров и спонсоров.
5. Как результат - само мероприятие в минимальной степени позволило проявиться творческим и коммуникативным компонентам, резко уступающим потребительским и трансляционным. Примечательно: организаторами были отвергнуты самые разные предложения о насыщении программы именно интерактивно-творческими форматами разных типов: свободная "заборная графика" заменена профессиональным раскрашиванием, рисовальные конкурсы - заказными портретами, оригинальные музыкальные соревнования и "певческая поляна" - стандартным концертом, диспуты и батлы - набором лекций и т.д.
Все эти замечания, очевидно, носят конструктивно-критический характер и, при желании, легко могут быть использованы для существенного повышения качества как самого продукта, так и, что особенно важно, его роли в стимулировании процесса гражданской самоорганизации на городском уровне.
Хипстеры на сенокосе при подготовке Омского Пикника (С) Татьяна Ильина, 2013
|