«Омский медиарейтинг 2011» Итоги прошлого года в регулярном проекте «Омский медиарейтинг» подводят эксперты омской медиасферы.
Самое важное событие в омской медиасфере в 2011 году: Официальное утверждение окончательной редакции логотипа Омской области. Фестиваль социальной рекламы «ПОРА! 2011». Рекламная кампания т.н. «Плана Полежаева». «Дело Дениса Кузнецова» и ситуация вокруг РА «Арт-Мастер». Первая выставка печатных средств не массовой информации «Не СМИ».
Также отдельными экспертами упомянуты: «Исполнилось 20 лет деловому еженедельнику «Коммерческие вести», «начались аукционы по размещению рекламы на муниципальном транспорте»; «появился сайт Omsklogo (библиотека фирменных знаков, дизайна и рекламы)»; «смонтирована самая большая в России динамическая установка «Призматрон» площадью 200 квадратных метров»; «рекламная кампания спортивно-патриотического проекта «Готов к труду и обороне!» радиозавода им. А.С. Попова»; конференция «Делфи», посвященная 10-летию компании; создание «Омского клуба маркетологов» (ОКМ); второй сезон «Школы Медиа Менеджера» (ШММ); проект «Высшая школа маркетинга» (ВШМ); проведение «Видео-интернешнл» семинара с участием РА «Восход» и «Конкурса омских рекламных роликов»; приобретение «СТС Media» (Москва) омской телекомпании «Салют»; «славное двадцатилетие» ГТРК «Иртыш»; «бурное обсуждение, вызванное фальсификациями на выборах и митингом 10 декабря»; «митинг в поддержку Дениса Кузнецова 29 ноября»; «освещение (вернее, его отсутствие) «болезни» тренера ХК «Авангард» Ростислава Чады»; «новые комментаторы хоккейных репортажей «12 канала».
Провал (неудача) в омской медиасфере в 2011 году: Непонятная активность омских антимонопольщиков в борьбе с «ненадлежащей» рекламой путем проведения интернет опросов и вынесение санкций по их результатам. Продолжающиеся наскоки областных СМИ на мэра и его команду. Логотип Омской области (т.н. «Брендолапа»). Примитивная политическая реклама перед выборами в Государственную думу. «Онлайн карта map55.ru»
Также экспертами упомянуты: неудачи с рекламными кампаниями предприятий «Омский Бекон» и «Сладонеж» («денег потрачено много, а эффект сомнителен»); неожиданный уход Жанны Крикун с поста сопредседателя ОМС; «заявление о разработке бренда Омской области как основы продвижения региона»; «ТелеОмск Акме» нарушает закон о рекламе»; «возбуждение городской прокуратурой дел по установленным объектам наружной рекламы, якобы противоречащим ГОСТу»; «митинг за честные выборы, состоявшийся уже после самих выборов»; «Совкомбанк» со своим слоганом «Мы сошли с ума»; активное участие омских медийщиков и креаторов (как компаний, так и студентов соответствующих вузов) в конкурсах социальной рекламы федерального уровня.
Медиа-персона 2011 года: Виктор Иссерс (генеральный директор «Видео Интернешнл–Омское агентство») за организацию фестиваля социальной рекламы «ПОРА! 2011» и «Школы Медиа Менеджера». Дмитрий Есипенко (генеральный директор «Компании СТА») за то, что «убедил Омский городской совет проводить аукционы по размещению рекламы на транспорте». Виктор Корб (известный независимый журналист и социальный технолог) за «вклад в развитие медиа рынка Омска», информационное сопровождение деятельности «Омской Гражданской Коалиции» (ОГК) и активное участие в общественной жизни города. Юрий Шатилов (директор КА «Ладно») за организацию «Первой выставки корпоративной печати и малотиражных СМИ», новой профессиональной организации «Клуб маркетологов» и образовательный проект «Высшая Школа Маркетинга» (совместно с ОмГПУ). Алексей Вераховский (президент ИД «Премьер», директор журнала «Теленеделя») за получение премии «Лучший менеджер» United Media Holding за лучшую динамику продаж тиража и региональной рекламы. Евгений Лазариди (генеральный директор «Медиа Навигатор», издатель журнала «Омский городовой») за почетное второе место в рейтинге «ТОП-100 молодых управленцев Омской области».
Также экспертами упомянуты: Евгения Климанова (генеральный директор маркетингового агентства «Делфи») за организацию Конференции маркетологов; Владимир Кунгурцев (за организацию «Омского клуба блогеров»); Павел Луговых (генеральный директор ИД «Димарк») за развитие проекта «Resto» и экспансию омских СМИ на медиарынок Новосибирска; Станислав Жоглик (заместитель главного редактора журнала «Бизнес-курс») за проект «Жжем глаголом»; Вячеслав Суриков (известный тележурналист и блогер) «за высокие стандарты деловой журналистики»; Станислав Иванченко «за привлечение внимания общественности к вопросу территориального брэндинга региона».
Анти-персона 2011 в омской медиасфере: Александр Лабыкин (главный редактор журнала «Омский Вестник. Деловая Среда»), Алена Бензик и Марина Ларикова («Белка и Стрелка», телеканал «Антенна 7»), Александр Руяткин (телепрограмма «Новости 24 Омск», РЕН ТВ), другие известные и неизвестные «герои» информационной войны «всех против всех» «за полное забвение профессиональных норм Журналистики».
Медиа - загадка года: Рекламная кампания «Сладонеж». Логотип Омской области. Рекламная кампания «Плана Полежаева». «Дело Дениса Кузнецова». Масштабы информационной войны областных СМИ против мэра. Создание в Омске полнометражного фильма ужасов «Споры». Столкновение мнений «за» и «против» строительства «кремниевого завода». Интернет-канал «СОК ТВ». Юрий Воробьёв (генеральный директор «Русское радио Омск») за несколько публичных «грубых, хамских и оскорбительных» высказываний.
*** Настоящий рейтинг составлен в результате второго (*) анонимного экспертного опроса участников ОМС, Клуба маркетологов, журналистов омских СМИ, участников проектов ШММ и ВШМ (всего обработано 35 анкет), проведенного заочно по анкете (прилагается) в период 20 – 31 декабря 2011 г. Все вопросы сформулированы в открытом виде. Места в рейтинге распределялись в соответствии с числом упоминаний в ответах экспертов. Организаторы рейтинга – «Клуб маркетологов», «Омское медиасообщество» и консалтинговое агентство «Ладно».
* первый «Медиарейтинг -2010» опубликован в январе 2011 года. ** все приведенные в настоящем тексте в форме прямой речи высказывания экспертов являются их личными оценочными мнениями и суждениями. *** под «медиасферой» в данном рейтинге понимается, согласно действующему Уставу ОМС, «деятельность в сфере маркетинга, рекламы, связей с общественностью, СМИ, издательского дела, а также исследовательская, образовательная, консультационная и иные виды деятельности, направленные на развитие благоприятных связей между субъектами товарных рынков и неограниченным кругом потребителей их продукции», осуществлявшиеся на территории Омска и омской области в течение 2011 года.
© «Клуб маркетологов», 2011 - 2012 © «Омское медиасообщество», 2011 - 2012 © Консалтинговое агентство «Ладно», 2011 - 2012
В качестве комментария
«Вы просите событий, их есть у меня!» Медиарейтинг, как и любой иной рейтинг, это способ субъективной оценки событий или явлений. Ключевое слово здесь – «субъективность». Что запомнилось, что произвело самое сильное впечатление, то в рейтинг и попало. К счастью, оказалось, память экспертов оказалась отменной, навспоминали они всякого много! Если сравнить с событиями прошлого года (а их эксперты оценивали в «Медиарейтинге 2010»), значимых «медийных» событий упомянуто почти столько же (35 в этом году против 30 в прошлом).
Что же это были за события? Тут то и зарыта собака! Оказалось, что в памяти экспертов наиболее прочно отложились события, скорее политические («План Полежаева», предвыборная реклама, «брэндолапа» и пр.). Более того, в числе наиболее важных событий (и «антисобытий») «политики» в ушедшем году стало больше (6 событий 2011 года против 4 в 2010). Конечно, «политика есть концентрированная экономика» (В. Ленин), но сказать с уверенностью, что излишняя политизация омской медиасферы пойдёт ей на пользу, я не могу. Зато легко могу сказать, как она ей мешает.
Наиболее показателен пример областного логотипа, попавшего сразу в три номинации Рейтинга (событие года, антисобытие и медиа - загадка). Событие, судя по единодушию экспертов, очень значимое. В то же время, практически все омские (да и не омские тоже) специалисты крайне пессимистично оценивают как его воплощение (концепт, деталировку, цветовое решение и пр.), так и возможности практического использования. Почему так: логотип есть (создан, утвержден Правительством региона, «деньги освоены»), а пользы от него нет? Вот это и есть политика: на принятие решения влияли не профессионалы, а – скажем так – другие люди. А высокое место в рейтинге, которое занял «логотип» объясняется просто: профессионалы признают значимость проблемы идентификации нашей территории и разочарованы результатом её сегодняшнего решения. Кстати, отдельные эксперты (видимо, крепко проспавшие всё десятилетие) хвалят Станислава Иванченко «за привлечение внимания общественности к вопросу территориального брендинга региона». Уже хорошо, что не за «брендолапу»!
Очень характерно также восприятие экспертами предвыборной рекламы. Очевидно, и тут решения всегда определялись «другими людьми» (политиками?). Отчего же большинство профессионалов грустили, тосковали и плевались, оценивая качественное исполнение этой политрекламы? «Одно и то же», «банальщина и примитив», «друг у друга срисовали», «всё как 10 лет назад»… Грешным делом, подумалось, не «ограмотниться» ли этим «другим людям»? Книжки почитать, что ли?
О «информационной» войне против команды Мэра и говорить уже не хочется, так всё надоело. И в рейтинг (опять-таки, во все номинации) эти событий попали лишь в силу грандиозной плотности информационного потока, продолжающего изливаться на омичей. Воистину, «мы должны защищаться от избытка информации» (Станислав Лем). А собственно медийные события? Хотя и не особо густо, но было, что вспомнить и есть, чем гордиться! Внимание экспертов обратили на себя почти поровну важных событий и значимых институций. Многие заслуженно отметили очередной фестиваль социальной рекламы «ПОРА!», учрежденный в свое время ОМС и становящийся постепенно конкурсом федерального уровня. И хотя многие эксперты обращают внимание на непростую ситуацию с социальной рекламой в целом, нужно признать, что конкурс «ПОРА!» «становится для молодежи всё более авторитетным с каждым годом» и «предоставляет возможности для участия омских медийщиков и креаторов в конкурсах федерального уровня».
В числе важных событий также отмечены «Конференция маркетологов», «Конкурс омских рекламных роликов», выставка корпоративной печати и малотиражных изданий «Не СМИ», «начало аукционов по размещению рекламы на муниципальном транспорте» и многие другие.
Мне представляются более важными события «институационного» жанра, которыми, к счастью, ушедший год был богат. В первую очередь, это образовательные проекты и продолжающаяся самоорганизация на медиарынке. С неизменным успехом прошел второй сезон «Школы Медиа Менеджера», организованной ОМС еще в 2010 году. Кроме того, начал работать образовательный проект «Высшая Школа Маркетинга», инициированный «Клубом маркетологов» и Кафедрой экономики, менеджмента и маркетинга ОмГПУ «в целях расширения сферы профессиональных компетенций студентов, знакомство с ведущими специалистами - практиками Омска и создания возможностей для углубленного изучения студентами практики бизнеса». Сам «Клуб маркетологов», тоже новинка на омском медиарынке, классическая «цеховая» организация, ставящая перед собой цели «развития регионального профессионального сообщества специалистов в маркетинге и смежных дисциплинах, в том числе путем содействия профессиональному росту всех участников рынка, обмена опытом работы с коллегами, формирования профессиональных норм и правил».
Подводя итоги 2010 года, я отмечал, что «попытки самоорганизации в медиасфере сталкиваются с серьезными проблемами»… Очень радует, что проблемы (кажется?) успешно преодолены, и самоорганизация успешно идёт. Добавлю к её положительным примерам еще «Омский клуб блогеров», созданный неутомимым Владимиром Кунгурцевым и редкий по нынешним временам ресурс, систематизирующий успехи и неудачи омского рекламного бизнеса. Это уникальная «библиотека фирменных знаков, дизайна и рекламы» (сайт Omsklogo).
«В жизни каждого из нас бывает пора, когда всё удаётся, когда сам себе кажешься героем» (Френсис Скотт Фитцджеральд). А если то же самое кажется ещё и другим? Героям «Медиарейтинга 2011» (номинация «Медиаперсона года») в ушедшем году многое удалось, за что эксперты их и отметили (их даже оказалось больше, чем в прошлом году!) В «героях» (уже второй раз) Виктор Корб, неустанно вносящий вклад в развитие медиа рынка Омска и информационное сопровождение деятельности «Омской Гражданской Коалиции» (ОГК). Массовые декабрьские митинги, вернувшие омичам ощущение, что «спящий пробуждается!» (Герберт Уэллс) – в значительной степени результат его работы!
В «героях» и Виктор Иссерс, неустанно тянущий «ПОРу» и успевающий продюсировать еще массу проектов (в частности, «Школу Медиа Менеджера», «Конкурс омских рекламных роликов»).
Дмитрий Есипенко и Алексей Вераховский, еще два «героя» года, представляют «большой» омский медиабизнес (одно из крупнейших рекламных агентств и солидный издательский дом). Заслуги у них, по мнению экспертов, в равной степени значимые, хотя каждый проявил себя по-разному. Благодаря Есипенко Омский городской совет принял решение проводить аукционы по размещению рекламы на муниципальном транспорте, а Вераховский был отмечен на федеральном уровне за умелый менеджмент. Молодцы!
Представитель новой генерации медийщиков Евгений Лазариди также вёл себя в ушедшем году геройски: занял почетное второе место в рейтинге «ТОП-100 молодых управленцев Омской области и вошел в координационный совет «Союза предпринимателей».
… Придётся и о себе пару слов сказать. Персоной года признан и Юрий Шатилов «за организацию выставки корпоративной печати и малотиражных СМИ, новой профессиональной организации «Клуб маркетологов» и образовательный проект «Высшая школа маркетинга» (совместно с ОмГПУ)».
Для порядка нужно было бы и о «антиперсонах» подробнее написать, но тошно. Один из экспертов высказался так: «деньги, конечно, не пахнут, но заниматься этим, да еще так долго - себя не уважать». Полостью согласен.
До встречи в номинациях «Медиарейтинга -2012», друзья! Юрий Шатилов
PS «Конца Света» в 2012 году не будет, поскольку это не медийное событие!
|