Моногорода были, есть и будут Моногорода нельзя считать чисто российским явлением. Они существуют и в других странах, причем есть и опыт их успешного развития. Изначально моногорода создаются как высокоэффективные производственные центры. Однако экономическая выгода при этом неизменно сопровождается и определенными рисками - ведь с течением времени конъюнктура меняется. По мнению Вячеслава Бабурина, профессора кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ им. Ломоносова, государству необходимо страховать эти риски. В противном случае получается, что выгодами при успешной конъюнктуре пользуются все, а риски городам приходится брать на себя. При этом, по мнению ученого, стремиться к тому, чтобы моногородов не было - бесполезная затея. Они всегда были, есть и будут. Есть множество важных общегосударственных и иных функций, которые они должны выполнять. Однако стремиться к диверсификации производства в таких городах все же необходимо, считает Вячеслав Бабурин, поскольку у их жителей всегда должна быть свобода выбора. Проблемы моногородов требуют индивидуального подхода В России более 300 моногородов - это почти треть от общего числа городов. Главной проблемой моногородов является не только зависимость их бюджета от градообразующего предприятия, но и отсутствие у их жителей свободы при выборе места работы или сферы приложения труда. Причины монопрофильности городов могут быть совершенно разными, и немаловажную роль при этом играет географический фактор. Так, например, Норильск на сотни километров удален от других центров с другими специализациями - и это служит дополнительным препятствием для его жителей в попытках разнообразить сферы приложения труда. С другой стороны, такие города как, например, Северодвинск и Новодвинск, при всей их монопрофильности, расположены совсем недалеко от областного центра (Архангельска) - и такое местоположение предоставляет возможности для диверсификации производственной деятельности, - поясняет Вячеслав Бабурин. По большому счету, их можно назвать моногородами лишь с натяжкой. И уж совсем не стоит относить к этому разряду многие монопрофильные города в Московской области. Исходя из этого, и поддержка государства в каждом отдельном случае должна учитывать индивидуальные особенности города. "У каждого моногорода свои особенности и своя судьба, нельзя преобразовывать их по шаблону", считает Вячеслав Бабурин. "Создание федеральной программы по поддержке моногородов было бы большой ошибкой, - соглашается руководитель проектов направления "Муниципальное экономическое развитие" Фонда "Институт экономики города" Денис Визгалов. - господдержка моногородам необходима, но она должна быть очень избирательной, к каждому городу нужен индивидуальный подход". Некоторые общие пути решения проблем моногородов Тем не менее, существуют и некоторые общие пути решения проблем моногородов. Наиболее важные среди них: *Модернизация традиционных производств - для повышения их конкурентоспособности *Диверсификация экономики - для уменьшения рисков и предоставления свободы выбора населению *Развитие малого и среднего бизнеса - для обеспечения занятости и, опять же, предоставления свободы выбора населению *Улучшение имиджа города и повышения качества жизни - для привлечения творческих кадров и инвестиций. По мнению руководителя управления внешнеэкономической деятельности и маркетинга территорий мэрии Тольятти Дмитрия Жаринова, моногородам, по мере возможности, стоит использовать уже имеющуюся опытную и квалифицированную рабочую силу - и потому наряду с диверсификацией экономики надо развивать и традиционные отрасли производства. Создание и поиск внутренних импульсов развития Наряду с этим все большую значимость приобретает социальный аспект развития моногородов. "Индустриальная эпоха заканчивается. Мы вряд ли сможем диверсифицировать структуру моногородов за счет привлечения все новых предприятий. Нужно думать о других направлениях", - считает Вячеслав Бабурин. Одним из главных направлений решения проблем моногородов должен стать поиск внутренних импульсов развития, - уверен Денис Визгалов. Для этого необходима постоянная работа с населением, воспитание любви к своему городу и поддержка любых низовых инициатив. Только тогда у людей появится мотив жить дальше в родном городе и стремиться его улучшить. Кроме того, необходимо отойти от стереотипного восприятия города исключительно с экономической точки зрения - как города-производства, в котором люди живут для того, чтобы ходить на работу. Социальный фактор не должен восприниматься лишь как второстепенная надстройка к экономике, подчеркивает Денис Визгалов. Имидж как необходимое условие развития Повышение качества жизни и улучшение имиджа - необходимое условие притока инвестиций. Будущее моногородов зависит от создания креативных индустрий, считает американский урбанист Ричард Флорида. "Не важно, что ты работаешь на "Боинге", важно, что ты живешь в Сиэтле", - таков, по его мнению, современный тренд. Поэтому очень важно создать благоприятный имидж города. "Бренд привлекает творческих профессионалов, которые не только обладают знаниями, но и умением что-то делать. Вслед за ними приходят бизнес и инвестиции", - соглашается с американским исследователем Вячеслав Бабурин. Впрочем, улучшение имиджа - это настоятельная потребность не только для монопрофильных, но и для "обычных" российских городов. Этой проблеме будет посвящен Конгресс по продвижению и развитию городов и регионов, который состоится 28-29 апреля 2010 г. в Москве в ЦВК "Экспоцентр". Именно в рамках подготовки к этому мероприятию и была организована пресс-конференция по моногородам. Политика государства в отношении моногородов Россия уже имеет некоторый опыт по перепрофилированию моногородов, отмечает заместитель директора департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития Артем Шадрин. В конце 90-х - начале 2000-ных в нашей стране была успешно проведена реструктуризация угольной промышленности. Федеральная программа для поддержки моногородов предполагает комплексный подход к решению их проблем. Наряду с мерами по обеспечению занятости населения - и здесь главное внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса - она предусматривает планирование дальнейшего развития города, привлечение инвестиций, строительство предприятий и их взаимоувязку. Эта программа осуществляется регионами на условиях софинансирования. Причем каждый регион может самостоятельно выбрать из нее набор инструментов, наиболее подходящий для каждого конкретного города. Помимо этого регион может предложить и свои инструменты. Комплексные программы модернизации моногородов рассматриваются на правительственной комиссии по устойчивому развитию экономики под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Пока из 27 предложенных регионами программ комиссия одобрила лишь 3. Меры, принимаемые государством в отношении моногородов, в целом правильные и давно назревшие. Стоит жалеть лишь о том, что их начали применять с опозданием более чем на десять лет, - отмечает Денис Визгалов. По его мнению, в работе комиссии надо шире задействовать представителей самих моногородов: мэров, ученых, экономистов, экономикогеографов, психологов, социологов - чтобы составить как можно более полное представление о причинах проблем и подобрать правильный рецепт их решения.
|