Исходный тезис: регион с трудом привлекает инвестиции, потому что имеет неудачное позиционирование. Этот термин из арсенала маркетинга территорий. И пока можно сказать, что позиционирование Омска не найдено, слагаемые имиджа города и региона неясны, уникальность нашего города даже нам самим непонятна. Конечно, мы любим свой город. Но попробуйте объяснить случайному попутчику в поезде, чем таким особенным славен Омск. Хорошо было, когда «Авангард» постоянно выигрывает, а если нет? Увы, словесные конструкции типа «Город на слиянии рек», «Город-сад» в такой ситуации не сработают. Наивно думать, что новый мост, храм, аэропорт или даже метро смогут что-то улучшить в имидже Омска, поскольку храмы, мосты и метро есть во многих городах.
Мировой опыт показывает, что устойчивое позиционирование территорий (в том числе стран, городов) может основываться на какой-то всемирно известной личности (здесь родился….); на всемирно признанной товарной продукции (тульские пряники, французские духи, швейцарские банки и часы, японская электроника, небоскребы Нью-Йорка); на исторических или архитектурных артефактах (Эйфелева башня, Колизей); на событиях, ставших историческими (Брест, Бородино, Ватерлоо).
Омску в этом смысле не очень повезло. Ни краткое пребывание здесь Достоевского, ни рождение Врубеля или Егора Летова, видимо, не в счёт. На мой взгляд, единственный выход – стать родиной чего-то нового и особенного. Это может быть создание новой уникальности: нового товара (лучше товарной группы); новой услуги (самый большой природный зоопарк); уникального архитектурного ансамбля. Это может быть и лифт нашего нового завода, и трактор Омсктрансмаша, и приёмник цифрового телевидения ПО «Иртыш» и многое другое. Возможности для позиционирования территорий: - участие в мировом разделении труда - создание и производство уникальной продукции.
В чем может проявляться уникальность (в чем заключается ценность)? Товар (тульские пряники, московские конфеты, японские телевизоры) Услуга (Карловы Вары, тайский массаж, филиппинские хилеры) Личности (Ленин, beatles, Джон Кеннеди, Путин) События (текущие, исторические события) (кинофестиваль в Каннах, Ватерлоо, Иерусалим, ) Природа (ниагарский водопад, вулканы и гейзеры, Джомолунгма) Архитектура (монумент «Родина–мать» в Волгограде, Эйфелева башня, мост Золотые ворота, Тадж-Махал, Сфинкс и пирамиды) Мифология, идеи, религия (Тибет, культ Вуду, Стоунхендж, Стамбул) Культура (Петербург, Зототое кольцо, запретный город в Пекине).
События и ценности должны стать системными и регулярными. Пока время против нас. Швейцария делает часы почти 3 века. Coca-cola выпускается с 1908 года. Procter&Gamble существуют с 1831 года. Египетские пирамиды стоят тысячелетия. Уникальность и ценность создают добавленную стоимость территории. Тогда за товары, произведенные на территории, платят больше и покупают охотнее. Эти товары - более конкурентоспособные, сама территория - более конкурентоспособная, территория более привлекательная для инвестиций.
Что есть у нас, что делаем только мы, что уникально, что мы можем предложить миру и ожидать, что это будут покупать за большие деньги в течение долгого времени? Что делать? Рассматривать территорию как бизнес-проект. Ее нужно «продать»: спроектировать заново, затем «упаковать», затем представить наилучшим образом самим себе (населению территории), а затем – внешнему миру (федеральным властям, международным организациям, инвесторам и пр.)
Из книги Майкла Портера «Международная конкуренция» (1991 г.):
ДАНИЯ: Сельскохозяйственная техника Услуги по обслуживанию зданий Консалтинг Молочные продукты Пищевкусовые добавки Мебель Промышленные ферменты Лекарственные препараты Специализированная электронная аппаратура Телекоммуникационная аппаратура Оборудование для переработки отходов ГЕРМАНИЯ: Автомобили Химреактивы Ножевые изделия Оправы для очков Зерноуборочные комбайны Оптические приборы Упаковочное оборудование Письменные принадлежности Типографские машины Оборудование для обработки пластика и резины Рентгеновская аппаратура
ИТАЛИЯ: Керамические плитки Оборудование для театров и дансингов Электробытовые приборы Строительные работы Автоматизированные производственные системы Обувь Упаковочное оборудование Лыжные ботинки Шерстяные ткани
ЯПОНИЯ: Кондиционеры Домашняя и автомобильная аудиоаппаратура Углеродные волокна Нетканые синтетические материалы Факсимильная техника Автопогрузчики Аппаратура СВЧ и спутниковой связи Музыкальные инструменты Оптические приборы и их элементы Промышленные роботы Полупроводниковые приборы Швейные машинки Судостроение Шины для автобусов и грузовых автомобилей Грузовые автомобили Пишущие машинки Видеомагнитофоны Часы
КОРЕЯ: Одежда Автомобили Строительные работы Обувь Пианино Полупроводниковые приборы Судостроение Сталь Товары для путешествий Магнитная лента для видео- и аудиозаписи Парики
СИНГАПУР: Авиаперевозки Одежда Напитки Судоремонт Торговля
ШВЕЦИЯ: Грузовики и прицепы для перевозки легковых автомобилей Средства коммуникации для инвалидов Аппаратура для экологического контроля Тяжелые грузовые автомобили Горнодобывающее оборудование Газетная бумага Суда-рефрижераторы Отбойные молотки Полужесткое деревянное покрытие для пола Аппараты для подсчета денег
ШВЕЙЦАРИЯ: Банковские операции Шоколад и кондитерские изделия Красители Оборудование для пожаротушения Международные грузовые перевозки Слуховые аппараты Термостаты Страхование Судовые двигатели Бумагоделательное оборудование Лекарственные препараты Геодезическая аппаратура Оборудование для текстильной промышленности Торговля Часы
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: Проведение аукционов Сухое печенье Химреактивы Кондитерские изделия Электрогенераторы Страхование Лекарственные препараты США: Реклама Сельскохозяйственные химикаты Коммерческие самолеты Промышленные холодильники и кондиционеры Программное обеспечение для компьютеров Строительная техника Моющие средства Строительные работы Кинофильмы Аппаратура для контроля за состоянием больных Шприцы Организация переработки отходов.