Тормозом к развитию России на современном этапе является комплекс проблем, которые связаны с неспособностью нашего общества организовать эффективную концентрацию ресурсов на стратегических направлениях развития. Ряд аналитиков связывают эту проблему с инфраструктурной недостаточностью (в широком смысле, включающей социальную, производственную, финансовую, культурную и другие инфраструктуры), препятствующей движению и концентрации ресурсов в нужных точках развития. Определенную роль играют размеры территории и региональная ресурсная неоднородность Российской Федерации. Исторический опыт преодоления подобных проблем заключается в концентрации ресурсов развития в специально выделенных из социума подсистемах. Например, в СССР проекты развития высоких технологий концентрировались в закрытых городах и Академгородках, в КНР – в особых экономических зонах, в современной РФ делаются попытки осуществить это в рамках госкорпораций. Такие отраслевые и территориальные подсистемы играют роль локомотивов, вытягивающих за собой все остальные подсистемы и территории. Сегодня в Российской Федерации возникает большое количество проектов, эксплуатирующих подобного рода идеи. В качестве примера можно привести проект переноса столицы РФ, или создания графика движения столицы с запада на восток. Ресурсно-инфраструктурную недостаточность России можно рассматривать как вызов, ответ на который составит новое содержание национальной идеи. Проведенный авторами данного доклада анализ показывает, что ключом к преодолению инфраструктурной недостаточности и к созданию эффективных инструментов развития может стать региональная специализация в рамках стратегии развития страны. Регионы имеют разную предрасположенность и разные возможности по отношению к тем или иным задачам модернизации и развития, и для каждой цели, обозначенной в стратегии, существуют адекватные этим целям ресурсы городов и регионов, не задействованные в стратегии. В настоящее время активизировались процессы региональной идентификации, принимающие этнонациональный оттенок. Эти процессы имеют в основе потребность локальных элит контролировать избытки ресурсов данного региона, и направлены в сторону, противоположную модернизации и преодолению инфраструктурной недостаточности РФ. Например, Северо-Кавказский административный округ имеет избыток демографического ресурса при недостатке остальных, а Западно-Сибирский – избыток добываемых энергоресурсов при дефиците прочих. Недостаточная включенность этих территорий в стратегические проекты модернизации РФ не только создают проблемы взаимоотношений Центра и субъектов Федерации, но и препятствуют сдвигу с мертвой точки процессов модернизации РФ в целом. Подобное положение в свое время способствовало развалу СССР. Причинами такого положения является низкая проектная культура, а также отсутствие горизонтальной ротации локальных элит с целью освоения практического опыта реализации сложных модернизационных проектов. Предлагаемые в данном докладе меры включают: • доработку стратегии развития РФ с учетом фактора ресурсной неравномерности и инфраструктурной недостаточности страны, увязку со стратегиями развития городов и регионов; • позиционирование территорий в рамках общей стратегии и уход от этно-территориальной идентичности к социокультурной самоидентификации региональных сообществ в рамках модернизации РФ; • корректировку федеральных целевых программ в увязке с миссиями разных территорий и более адекватную перегруппировку властных, демографических, финансовых и иных ресурсных потоков; • институционализация миссий территорий и региональных сообществ путем накопления их символического капитала; • формирование национальной идеи РФ как институционализации форм сотрудничества территорий и региональных сообществ в рамках развития страны. Перечисленные в настоящем докладе меры требуют специальной проектной проработки. Акторы доклада: Боуш Г.Д., Любецкий Н.?, Разумов В.И., Рыженко В.Г., Рыженко Л.И., Шастин А.В., Цой В.Г. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕНСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ОМСК)
|