Группа «Делфи» провела исследования методом уличного опроса (было опрошено 400 респондентов в возрасте от 16 до 60 лет) и по его результатам составила портрет современного предпринимателя. Итак, предприниматель, с точки зрения омичей, – это мужчина возрасте от 36 до 45 лет, имеющий высшее образование и имеющий доход на одного члена семьи не ниже 10 тысяч рублей. Оказалось, простые граждане относятся к среднему классу весьма неплохо: 71% омичей положительно относятся к предпринимателям, 22% скорее положительно. После этих радужных цифр, казалось бы, говорить не о чем. Положительный имидж предпринимателя сформирован, большая часть населения прекрасно относится к этому классу. Так в чем проблема? Однако предприниматели по-прежнему высказывают много претензий к СМИ. С их точки зрения, новостные материалы подаются некорректно, журналисты искажают факты, не согласовывая заранее материалы. Время от времени появляются сфабрикованные сюжеты, героями которых являются нанятые лица. Якобы поэтому у народа до сих пор бизнесмен ассоциируется с бандитом в малиновом пиджаке и золотой цепью на шее. Все эти факты, без сомнения, имеют место быть. Но ответьте честно на вопрос: чего хотят сами предприниматели? У некоторых из них, как мне кажется, присутствует желание предъявить себя обществу состоятельным, имеющим все атрибуты обеспеченной жизни, человеком. Иначе как объяснить, что некоторые состоятельные люди не прочь продемонстрировать свой достаток, пустив журналистов в свой дом и продемонстрировав им свои наряды. Причем, формирование собственного положительного имиджа абсолютно не исключает проявления интереса к скандалам, связанным с конкурентами. «Это не ваше дело», - могу услышать я в ответ. Согласна! Каждый из нас делает то, что считает нужным. Но в таком случае мне непонятна постановка вопроса: «СМИ должны формировать положительный образ предпринимателя». Насколько я понимаю, СМИ если кому - то и должны, то типографии за оказанные услуги, работникам в виде заработной платы, бюджету в виде налогов… В то же время бизнес, который с опаской относится к СМИ, сам придерживается принципа полной информационной закрытости. На собственном опыте знаю, как трудно в нашем городе найти тех, кто открыто бы высказал свое мнение на страницах издания. Обратите внимание, кто в омских СМИ дает оценку событиям. Непосвященному может показаться, что весь омский бизнес представлен от силы 20-ю его представителями, не больше. «Я не публичный человек», - так обычно отвечает нераспиаренный предприниматель на наши просьбы высказать мнение по какому-либо вопросу. Возможна еще одна причина «закрытости» бизнеса – в нем ничего нового не происходит. Абсурд, конечно, но, видимо, так оно и есть. - Я вижу полную «дремучесть» во взаимоотношениях омского бизнеса и омских СМИ, - говорит Олег Шеварев, редактор интернет-издания «Стройка.Интерьер». - Любое СМИ каждый день получает массу пресс-релизов. Я попытался разделить их по количеству и значимости. На первом месте пресс-релизы от органов власти, на втором – от общественных объединений, на третьем – от госкорпораций, на четвертом – московских, питерских компаний. На протяжении десяти лет существования нашего издания пресс-релизов от омских компаний я не припомню, кроме приглашений на презентации. Любой предприниматель, конечно, не против, чтобы пресс-релиз его предприятия публиковался в СМИ, желательно, бесплатно. Но давайте не будем забывать, что издательское дело – тоже бизнес, только, в отличие от других компаний, здесь продаются секунды и площади. СМИ – это те же наемные работники и контрагенты. Чтобы попасть бесплатно на страницы газет и журналов, нужно совершить Поступок. Предприниматели если и присылают информацию, то исключительно коммерческого характера – об улучшении качества продукции, о том, что они самые-самые… Но журналисту нужны конкретика, факты – как раз то, о чем руководитель предпочитает умолчать. Кстати, часто ему даже напрягаться не приходится – можно легко спрятаться за спину пресс-секретаря, благо вузы их сейчас выпускают в достаточном количестве. «Почему вы про нас это написали?» - этот вопрос правильнее адресовать не редактору издания, не журналисту, а своему пресс-секретарю, многие из которых наизусть выучили текст общения с журналистами: «Позвоните завтра, позвоните в конце месяца, руководитель занят…». Если даже встреча с руководителем и состоится, за ней следуют бесконечные согласования. К сожалению, так работает большинство пресс-секретарей. Почему бы пресс-секретарю не убедить своего руководителя дать интервью и высказать свое мнение по определенному вопросу? Потому что часто он сам не в курсе того, что публикует пресса. Так как не работали мальчики-девочки, вчерашние выпускники вузов, в СМИ и не имеют понятия о том, что в изданиях есть свои требования, сроки. Я лично с огромным уважением отношусь к тем пресс-секретарям, за плечами которых огромный опыт работы на телевидении или в печатных изданиях, тем, которые не понаслышке знают, как верстается номер. Пока в большинстве случаев пресс-секретарь – это препятствие на пути взаимодействия бизнеса и СМИ, а значит, положительного имиджа своего руководителя. И последнее, но главное. Если СМИ будут заниматься только тем, что формировать положительный образ предпринимателя, то кто же будет рассказывать о событиях? Помнится, двадцать с небольшим лет назад СМИ старательно лепили идеальный образ представителей Коммунистической партии Советского Союза. Но тогда, замечу, издатели не были собственниками бизнеса. Через несколько дней после круглого стола в редакцию пришла рассылка – резолюция членов ООСП и АМПР начать совместную работу по созданию информационной политики в регионе. Приведу одно из предложений. Необходимо создать организационный комитет в состав, которого войдут представители бизнес-сообщества и СМИ для выработки программы. СМИ, решившееся принять участие в проекте, предоставляет в оговоренный период (например, 3 месяца) место (эфир) для бесплатного размещения информации о предпринимателях. Содержание информации не предполагает рекламного характера, а показывает предпринимателя и его труд с социально позитивных позиций. В свою очередь предпринимательские объединения будут предоставлять кандидатуры предпринимателей-героев будущих публикаций и передач, а также материалы, затребованные СМИ. Как представителю СМИ, захотелось задать встречный вопрос: а согласны ли вы, уважаемые предприниматели, предоставлять свои услуги бесплатно в течение трех месяцев? Обеспечивать нас продуктами питания, арендой офисов или конференц.залов, обучать иностранным языкам, развозить после работы домой… ? Первой реакцией некоторых «жертв опроса» было удивление и слово «нет». Затем следовали объяснения: резолюция – это всего лишь предложение, вы не обязаны принимать его, но имеете право высказать свое мнение и так далее. Представляем вашему вниманию результаты нашего опроса. Сергей Евсеенко, директор Омского филиала академии бюджета и казначейства Минфина России, кандидат экономических наук: - Если это предложение из резолюции для СМИ выдвинуто 1 апреля, тогда нормально. Но если в другое время, те, кто предлагает СМИ бесплатно предоставлять площади, явно перепутали интересы с мотивацией. Похоже, бизнес хочет управлять СМИ. Ну, так дайте указание солнцу, чтоб светило не только днем, но и ночью. Не понимаю, где здесь рыночные отношения! Имидж формирует тот, кому он нужен. Если это нужно бизнесу, то он занимается этим сам, но через СМИ. Одна из важных составляющих имиджа – доверие. А чтобы доверять предпринимателю, надо знать о нем как можно больше. Хотят ли сами предприниматели, чтобы о них знали больше? Александр Белан, директор ЗАО «Полиграф»: - Почему СМИ должны бесплатно предоставлять площади? Это их хлеб. В данном случае можно говорить о ценах, делать скидку. Иначе мы дойдем до того, что продовольственные предприятия должны будут предоставлять нам продукты питания, мы как типография бесплатно предоставлять свои услуги…. Так по цепочке мы доведем себя до банкротства. Должен быть разумный подход. Игорь Полуйков, президент Омского института международного менеджмента иностранных языков «Ин.яз-Омск»: - Никто не может СМИ указывать, что оно должно делать, платно или бесплатно. Роль СМИ – поднимать проблемы, говорить как о лучших, так и о худших. Виктор Иссерс, генеральный директор ООО «Видео Интернешнл-Омское Агентство»: - Я бы с удовольствием предоставлял бесплатные услуги, будь я редактором делового издания. Но я не собственник бизнеса, а наемный директор агентства, собирающего рекламу. Евгения Климанова, генеральный директор ООО «Маркетинговое агентство «Делфи»: - Вы предлагаете мне проводить исследования три месяца бесплатно? Нет, не согласна. Дмитрий Сапунов, генеральный директор ООО «НТФ-ДЕВЕЛОПМЕНТ»: - Предоставлять услуги в течение трех месяцев бесплатно? Нет, конечно. Кто же сегодня предоставляет свои услуги бесплатно? Но если СМИ не будут публиковать бесплатно информацию о предпринимателях, их читать никто не будет. СМИ – не бизнес! Геннадий Никитин, организатор и методолог бизнес-консультативной площадки «Партнеры»: - Я не знаю, это зависит от многих факторов. Но если говорить о предложении, выдвинутом АМПР и ООСП, здесь у СМИ есть перспектива. Формирование положительного имиджа предпринимателя – процесс взаимный. Но у бизнеса свои задачи, у СМИ свои. Поэтому надо ответить на вопрос: кому это более выгодно? Елена Чепко, генеральный директор юридической компании «Интел»: - СМИ должны лишь объективно отражать факты окружающей нас действительности. Безусловно, следует помнить о том, что согласно Конституции каждый обладает правом на «свободу слова». Однако, используя свои права, не следует пренебрегать и чужими правами, в числе которых право на «честь», «достоинство» и «деловую репутацию», в равной степени охраняемые законом. Нельзя заставить, кого бы то ни было (включая и СМИ), говорить о тебе исключительно положительно, если все твое поведение свидетельствует об обратном, и ты сам этому не соответствуешь. Господа предприниматели, если вы читаете омские деловые издания, вы должны были заметить: СМИ уже давно предоставляют место (эфир) для того чтобы показать предпринимателя и его труд с социально позитивных позиций. Успешным бизнесменам посвящаются такие рубрики как «Формула успеха», «Бизнес - ресурс», «Деловой формат» и тому подобное – в разных изданиях названия рубрик отличаются. Но формирование имиджа – это все-таки ваше дело. Настоящее Средство Массовой Информации на роль имиджмейкера не претендует.
Наталия Колосова, «БизнесКонсультант»
|