По предложению Владимира Кунгурцева публикую отдельным пунктом свой комментарий к статье «Маркетинг территорий» Юрия Шатилова, который здесь весьма кстати. Последние годы дали истории не один и не два пути продвижения брендов российских городов. Успешных примеров, узнаваемых путей. Наш сосед - Ханты-Мансийск ещё 10 лет назад был в общественном сознании "городом вахтовиков". Теперь это если и не "Сибирская Швейцария", какой ее хотели сделать местные власти тогда, то явно - один из успешно пропиаренных городов с положительным имиджем и сильный брендом. То же касается Калининградской области - "янтарного края" - который, являясь эксклавом во всех смыслах, стал узнаваем по всей стране. И это тоже заслуга властей, крупных предпринимателей и ... стечения обстоятельств. Надо полагать, удачное стечение обстоятельств - и есть во многом причина хорошего брендирования доселе малоизвестного города. К примеру, Новосибирск стал "столицей Сибири" потому, что Омск к тому времени был вычеркнут с политической карты России за свою лояльность к Колчаку, а столица региону была нужна - причем на пересечении транспортных узлов. Этой столице и дали - Академгородок, Метро, Театр - признаки столичности, атрибуты. В результате маленький и юный город забрал ещё и лавры "интеллектуальной столицы Сибири" у Томска, который только в последние годы оклемался от нокаута и вновь начал борьбу за этот, традиционно свой, статус. Однако никакой бренд города не будет успешным, если его формировать будут только власти и "брендмейкеры". В городе должна быть патриотически-настроенная среда из предпринимателей, журналистов и культурных деятелей. Именно предприниматели поддерживают бренд таких городов как Новосибирск, Нижний Новгород или Красноярск - наряду с местными властями, а может - и гораздо активнее последних. В Омске же есть журналисты и культурные деятели (к примеру, уникальный музей "Искусство Омска" - уникальный по идее, а не по воплощению сейчас; литературный музей имени Достоевского и много другого), которые помогают или могут помочь бренду. Но как-то незаметно деятельности крупных предпринимателей на этой ниве. Вот, к примеру, десяток-другой новосибирских крупнейших компаний, ставших федеральными, имеет допофисы в Москве, а ГОЛОВНЫЕ офисы - в Новосибирске! Это - патриотизм, и это - реальный БРЕНД. Омский же бизнес, в большинстве своем, либо, достигнув определенных показателей, продается варягам, либо замкнут на себе. Интегрироваться в региональную и федеральную экономики то стал не так давно - с приходом крупных инвесторов. И то... Кинес Кизиитов
|