ОМСКИЙ КЛУБ


Рубрики

Стратегическое планировение [16]
Территориальный маркетинг [40]
Развитие Омска. Общее [21]
ПроПушкина [5]
Статьи, эссе, документы и материалы иных форматов и жанров о реализации проекта благоустройства и реконструкции городского пространства Омска вдоль улицы Пушкина

Опрос

Откуда вы узнали об Омском Клубе
Всего ответов: 120

Теги

Омск Омский Клуб дискуссия семинар Клуб Деловых Журналистов маркетинг позиционирование дискуссия по позиционированию Омска архитектура выставка мифы проект Корб стратегия Экология рефлексия Шалмин муратов фото Кручинский конкурс региональный маркетинг Шатилов сайт дерево коновалов Развитие Кунгурцев диспут Костарев Позиционирование региона интернет память Политика Россия клуб чиновники брэнд город экспертиза Власть бренд история искусство культура СМИ Монстрация брэндинг сообщество инфраструктура проектирование Выборы бизнес Омск-300 ГПО блогер #Omsk город-сад Город-пень Блогеры территориальный маркетинг памятник снос акция день города арт-выставка Омская область горсовет гражданский план Омская крепость депутаты гражданская самоорганизация самоуправление Друг Деревьев городские ущелья градостроительство видео самоорганизация организация инициатива урбанистика #НаПушкина коммуникации гражданский план Омск-300 Федоров Любинский Активность Открытая Крепость Завьялова управление Экономика методология социология Клуб Блогеров Аналитика ОКБ акции Мельниченко 2013 2009

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Публикации

Главная » Статьи » Развитие » Территориальный маркетинг

Моногорода: необходим индивидуальный подход и инновационное решение
Моногорода были, есть и будут

Моногорода нельзя считать чисто российским явлением. Они существуют и в других странах, причем есть и опыт их успешного развития. Изначально моногорода создаются как высокоэффективные производственные центры. Однако экономическая выгода при этом неизменно сопровождается и определенными рисками - ведь с течением времени конъюнктура меняется. По мнению Вячеслава Бабурина, профессора кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ им. Ломоносова, государству необходимо страховать эти риски. В противном случае получается, что выгодами при успешной конъюнктуре пользуются все, а риски городам приходится брать на себя.
При этом, по мнению ученого, стремиться к тому, чтобы моногородов не было - бесполезная затея. Они всегда были, есть и будут. Есть множество важных общегосударственных и иных функций, которые они должны выполнять.
Однако стремиться к диверсификации производства в таких городах все же необходимо, считает Вячеслав Бабурин, поскольку у их жителей всегда должна быть свобода выбора.

Проблемы моногородов требуют индивидуального подхода

В России более 300 моногородов - это почти треть от общего числа городов. Главной проблемой моногородов является не только зависимость их бюджета от градообразующего предприятия, но и отсутствие у их жителей свободы при выборе места работы или сферы приложения труда.
Причины монопрофильности городов могут быть совершенно разными, и немаловажную роль при этом играет географический фактор. Так, например, Норильск на сотни километров удален от других центров с другими специализациями - и это служит дополнительным препятствием для его жителей в попытках разнообразить сферы приложения труда. С другой стороны, такие города как, например, Северодвинск и Новодвинск, при всей их монопрофильности, расположены совсем недалеко от областного центра (Архангельска) - и такое местоположение предоставляет возможности для диверсификации производственной деятельности, - поясняет Вячеслав Бабурин. По большому счету, их можно назвать моногородами лишь с натяжкой. И уж совсем не стоит относить к этому разряду многие монопрофильные города в Московской области.
Исходя из этого, и поддержка государства в каждом отдельном случае должна учитывать индивидуальные особенности города. "У каждого моногорода свои особенности и своя судьба, нельзя преобразовывать их по шаблону", считает Вячеслав Бабурин. "Создание федеральной программы по поддержке моногородов было бы большой ошибкой, - соглашается руководитель проектов направления "Муниципальное экономическое развитие" Фонда "Институт экономики города" Денис Визгалов. - господдержка моногородам необходима, но она должна быть очень избирательной, к каждому городу нужен индивидуальный подход".

Некоторые общие пути решения проблем моногородов

Тем не менее, существуют и некоторые общие пути решения проблем моногородов. Наиболее важные среди них:
*Модернизация традиционных производств - для повышения их конкурентоспособности
*Диверсификация экономики - для уменьшения рисков и предоставления свободы выбора населению
*Развитие малого и среднего бизнеса - для обеспечения занятости и, опять же, предоставления свободы выбора населению
*Улучшение имиджа города и повышения качества жизни - для привлечения творческих кадров и инвестиций.
По мнению руководителя управления внешнеэкономической деятельности и маркетинга территорий мэрии Тольятти Дмитрия Жаринова, моногородам, по мере возможности, стоит использовать уже имеющуюся опытную и квалифицированную рабочую силу - и потому наряду с диверсификацией экономики надо развивать и традиционные отрасли производства.

Создание и поиск внутренних импульсов развития

Наряду с этим все большую значимость приобретает социальный аспект развития моногородов. "Индустриальная эпоха заканчивается. Мы вряд ли сможем диверсифицировать структуру моногородов за счет привлечения все новых предприятий. Нужно думать о других направлениях", - считает Вячеслав Бабурин.
Одним из главных направлений решения проблем моногородов должен стать поиск внутренних импульсов развития, - уверен Денис Визгалов. Для этого необходима постоянная работа с населением, воспитание любви к своему городу и поддержка любых низовых инициатив. Только тогда у людей появится мотив жить дальше в родном городе и стремиться его улучшить.
Кроме того, необходимо отойти от стереотипного восприятия города исключительно с экономической точки зрения - как города-производства, в котором люди живут для того, чтобы ходить на работу. Социальный фактор не должен восприниматься лишь как второстепенная надстройка к экономике, подчеркивает Денис Визгалов.

Имидж как необходимое условие развития

Повышение качества жизни и улучшение имиджа - необходимое условие притока инвестиций. Будущее моногородов зависит от создания креативных индустрий, считает американский урбанист Ричард Флорида. "Не важно, что ты работаешь на "Боинге", важно, что ты живешь в Сиэтле", - таков, по его мнению, современный тренд. Поэтому очень важно создать благоприятный имидж города. "Бренд привлекает творческих профессионалов, которые не только обладают знаниями, но и умением что-то делать. Вслед за ними приходят бизнес и инвестиции", - соглашается с американским исследователем Вячеслав Бабурин.
Впрочем, улучшение имиджа - это настоятельная потребность не только для монопрофильных, но и для "обычных" российских городов. Этой проблеме будет посвящен Конгресс по продвижению и развитию городов и регионов, который состоится 28-29 апреля 2010 г. в Москве в ЦВК "Экспоцентр". Именно в рамках подготовки к этому мероприятию и была организована пресс-конференция по моногородам.

Политика государства в отношении моногородов

Россия уже имеет некоторый опыт по перепрофилированию моногородов, отмечает заместитель директора департамента стратегического управления и бюджетирования Минэкономразвития Артем Шадрин. В конце 90-х - начале 2000-ных в нашей стране была успешно проведена реструктуризация угольной промышленности.
Федеральная программа для поддержки моногородов предполагает комплексный подход к решению их проблем. Наряду с мерами по обеспечению занятости населения - и здесь главное внимание уделяется поддержке малого и среднего бизнеса - она предусматривает планирование дальнейшего развития города, привлечение инвестиций, строительство предприятий и их взаимоувязку. Эта программа осуществляется регионами на условиях софинансирования. Причем каждый регион может самостоятельно выбрать из нее набор инструментов, наиболее подходящий для каждого конкретного города. Помимо этого регион может предложить и свои инструменты.
Комплексные программы модернизации моногородов рассматриваются на правительственной комиссии по устойчивому развитию экономики под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Пока из 27 предложенных регионами программ комиссия одобрила лишь 3.
Меры, принимаемые государством в отношении моногородов,
в целом правильные и давно назревшие. Стоит жалеть лишь о том, что их начали применять с опозданием более чем на десять лет, - отмечает Денис Визгалов. По его мнению, в работе комиссии надо шире задействовать представителей самих моногородов: мэров, ученых, экономистов, экономикогеографов, психологов, социологов - чтобы составить как можно более полное представление о причинах проблем и подобрать правильный рецепт их решения.

Категория: Территориальный маркетинг | Добавил: Kungu (01.04.2010) | Автор: Вячеслав Бабурин
Просмотров: 4531 | Теги: Моногорода, территориальный маркетинг, инновации | Рейтинг: 0.0/0 |

Похожие материалы раздела Публикации:

Всего комментариев: 0

Поделиться

Поиск

Объявления

Подписка

Чтобы подписаться на обновления нужных разделов, нажмите на соответствующую ссылку:

  • новости ОК
  • публикации ОК
  • дневник ОК
  • объявления ОК
  • форум ОК
  • фотографии ОК
  • Вход