ОМСКИЙ КЛУБ


Рубрики

Реставрация объектов исторического наследия [5]
Авторская подборка объектов культурно-исторического наследия, в реставрации которых принимал участие Игорь Леонидович Коновалов
Архитектура Омска. Общее [9]
Карты [2]

Опрос

Откуда вы узнали об Омском Клубе
Всего ответов: 118

Интересно

Теги

Омск Омский Клуб дискуссия семинар Клуб Деловых Журналистов маркетинг позиционирование дискуссия по позиционированию Омска архитектура стратегия выставка мифы проект Корб Экология рефлексия муратов Образ фото Кручинский конкурс региональный маркетинг Шатилов сайт дерево коновалов Развитие Кунгурцев диспут Костарев Позиционирование региона интернет память Политика Россия клуб чиновники брэнд город экспертиза Власть бренд история искусство культура СМИ Монстрация брэндинг сообщество инфраструктура проектирование Выборы бизнес Омск-300 ГПО блогер #Omsk город-сад Город-пень Блогеры территориальный маркетинг памятник снос акция день города арт-выставка Омская область горсовет гражданский план Омская крепость депутаты гражданская самоорганизация самоуправление Друг Деревьев городские ущелья градостроительство видео самоорганизация организация инициатива урбанистика #НаПушкина коммуникации гражданский план Омск-300 Федоров Любинский Активность Открытая Крепость Завьялова управление Экономика методология социология Клуб Блогеров Аналитика ОКБ акции Мельниченко 2013 2009

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Публикации

Главная » Статьи » Архитектура » Архитектура Омска. Общее

Чокана Валиханова в Омске как образец пешеходного пространства

Причиной написания этого текста стала ситуация вокруг существующего пешеходного пространства, которое полгода назад взялся реконструировать регион силами застройщика и с финансированием Газпрома. За эти полгода неоднократно публиковали невнятную концепцию, сообщили что вырубке подвергнутся все насаждения на улице (и замене), но так и не появилось свидетельств о наличии проектной документации, по которой делается благоустройство. Этот проект мог бы стать пилотной площадкой для отработки всего процесса реконструкции пешеходной инфраструктуры Омска (в тексте я покажу насколько велика эта сеть) – взаимодействия инициаторов, бизнеса, застройщиков-исполнителей, местных сообществ. Но пока не стал.

Вероятно, ситуацию вокруг улицы Валиханова в Омске нужно рассматривать в трёх разрезах: как пешеходного пространства, в культурно-историческом и утилитарном (как объект реконструкции, модернизации).

У этого текста нет задачи отменить проект благоустройства улицы, но указать на упущенные из виду проблемы и возможности необходимо.

Пешеходные улицы России

Пешеходные улицы как самостоятельный тип городского пространства появились в 1970-х годах. Как отмечает теоретик и практик ландшафтного проектирования В.Горохов, они распространились в Европе, а одним из первых проектов в России стала реконструкция Старого Арбата в Москве под руководством Алексея Гутнова (ведущий автор проекта – Зоя Харитонова), название которого стало нарицательным для таких пространств в России – пешеходных, с городской мебелью, по возможности подчищенными старыми фасадами (что не всегда хорошо), малым бизнесом в первых этажах, городской скульптурой. Натурное обследование десятка таких улиц в европейской части России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Смоленск, Пермь, Архангельск, Киров в 2011-2013 годах) позволяет установить общие характеристики: артистичность в выборе покрытий, городской мебели, внимание к малому бизнесу, бутикам и федеральным сетям, репрезентация городских субкультур, появление предпринимателей на туристическом потоке, связь улицы с городскими центрами активности, взаимодействие транзитного, но медленного пространства с объектами культуры, историческим наследием.

Пешеходные улицы несут функцию репрезентации города для жителей, субкультур, туристов. Здесь расположены исторические заведения и уникальные/забавные кухни (Большая Покровская в Нижнем Новгороде, рыбные рестораны в Архангельске), играют местные знаменитости (Екатеринбург), продают старые книги (Москва), проводят митинги (Петербург), ходят в кафе (Смоленск). Ландшафтное убранство зависит от климата и культуры землепользования: в европейской части деревья высаживались за оградами усадеб, а улица отдана пешеходам (например Климентьевский переулок, пространство перед Третьяковкой, Столешников и Кузнецкий Мост в Москве), на других высажены аллеи (пешеходная линия Васильевского острова в Санкт-Петербурге), выставлены цветы (Вайнера в Екатеринбурге). При этом обычно есть курдонёры с зеленью – скверы, сады; площади перед ключевыми зданиями – театрами, магазинами. Отсутствие зелени может компенсироваться малой шириной улицы и высокими фасадами, которые создают тень. При этом есть традиция пешеходных бульваров модернистского города (в Нижнем Новгороде – соцгород автозавода, бульвар в Пущине-на-Оке), которые предполагают сочетание открытых пространств с озелененными, хорошо затенёнными.

Важно отметить куда ведут улицы – они соединяют источники пешеходного трафика (остановки транспорта, жилые районы) с привлекательными объектами (например – Кремли в Нижнем Новгороде, Смоленске). Эта стратегия городской планировки была опробована в возрожденческом Риме, когда были пробиты новые улицы между главными культовыми сооружениями, и стала основой для проектов городов эпохи классицизма.

В российских городах, как и в Европе, создание таких улиц происходит в основном путём «пешеходизации» – запрета на проезд и благоустройства для нужд людей.

Пешеходные пространства Омска

Омск в сравнении с другими городами, похоже обладает сформированной системой пешеходных пространств, в которую уже включены набережная, пешеходные улицы, связанные с ними парки и площади, променады и бульвары.

Первые общественные пространства были намечены в плане 1762 года (об этом пишет В.Кочедамов в монографии «Омск. Как рос и строился город»): на севере от второй крепости размещены две пятиугольные площади, занятые кладбищем (ныне – у к/т Маяковский) и торгом (ныне – Торговый центр «Омский»). Третья площадь располагалась на месте центрального пространства первой Омской крепости в районе современной Театральной площади. Основу второй крепости задавал плац.

publicspace_omsk_020320143

Озеленение города начинали в конце 19 века – с оформления городской рощи (на месте Соборной площади), высадки деревьев на месте кладбища, разбивки Любиной и Меланьиной рощ, губернаторского сада. К этому времени оформились культовые центры – вокруг Казачьей площади выстроили мечеть, костёл и церковь; Училище и Общественное собрание, Губернаторский дворец придавали ей гражданский характер, а войсковые парады – военный. Военное собрание, Гауптвахта, Генеральский дом, Кирха, дом Коменданта и Воскресенский собор ограничивали военный центр – плац Второй крепости. Здание Банка, главного степного управления, архиерейский дом, второй губернаторский дворец, Успенский собор и позднее построенное здание судебных установлений формировали Областную площадь.

Первый проект городского озеленения был предложен (и отвергнут городом) в 1910-х годах. После революции проводились субботники, на которых улицы чистились и озеленялись. К предвоенному 1941 году уже существовали несколько общественных садов: Новая загородная роща (ныне – ПкиО им. 30-летия ВЛКСМ), Горсад. Во время войны разбили сад на месте базарной площади (Сад Дзержинского). В 1950е, в годы послевоенной реконструкции города, появилась первая пешеходная улица – бульвар Мичурина на ул.Музейной, реализованный по проекту О.Либготта, автора Дома со шпилем на Ленинградской площади. Поднятый бульвар соединяет площадь перед бывшим обществом «Знание» и площадку ТЭЦ-1 – технической гордости постреволюционного Омска. Фасады улицы сформированы ландшафтными композициями и историческими зданиями. К сожалению, пешеходный трафик формировался лишь посетителями и пациентами травматологии, сотрудниками музея ЗСОРГО, бывшего департамента архитектуры и потоком с улицы П.Некрасова. Значимым послевоенным объектом стал бульвар по ул.Богдана Хмельницкого.

С 1950х начинается формирование набережных. В результате гидронамыва появляется Иртышская набережная, после строительства Волочаевского жилмассива – набережная Тухачевского, Зеленый остров. Причальная набережная в устье Оми сформирована к 1967 году вместе с новым мостом. Строительство подземных переходов сделало непрерывной пешеходную связь между Речным вокзалом и Музыкальным театром (по ул.Лермонтова, получившей цветочную специализацию). В 1970-е годы создается проспект Культуры, ведущий от больничного городка к Советскому парку; позднее – бульвар Победы и ул.Валиханова (под руководством Ю.Зайченко), Старозагородный бульвар. Уже на моей памяти появляются аллея по ул.Спартаковская, Тарский бульвар (Дорога к Храму), бульвар Мартынова.

В этом контексте становится очевидной значимость архитектурного решения улицы Чокана Валиханова как части масштабной общегородской инфраструктуры. И здесь дело не в заигрывании с популистскими пешеходными зонами (как в случае «перекрытия улицы Ленина»), но в реконструкции и артикуляции существующей городской ценности.

У разных пешеходных пространств складываются специфические функции. Бульвар Победы, наравне с мемориальной (монумент на набережной) и детской (цирк, театр кукол на противоположном конце), играет роль прогулочного пространства для жителей прилегающих кварталов. Такой же ролью, кроме духовно-просветительской, обладает улица Тарская. Транзитную функцию имеют проспект Культуры и Старозагородный бульвар. Как уже указывалось, цветочная специализация у улицы Лермонтова.

4v6

Общей функцией приречных пешеходных улиц является солнцезащита в противовес лишенной зелени новой Иртышской набережной, которая предназначена исключительно для променадов, пробежек и велопрогулок без возможности скрыться от лучей солнца. Все пешеходные улицы и скверы плотно засажены деревьями (елями, тополями пирамидальными, ивами и другими) чтобы обеспечивать тень.

Улица Чокана Валиханова: исторический контекст

Первоначальный проект благоустройства улицы Чокана Валиханова реализован под руководством Юрия Зайченко (1949-?), архитектора и главного художника города, выпускника Российской академии художеств (Санкт-Петербург). По его проектам построены Левобережный рынок (с В.А.Проскурниным), бульвар Победы (с В.Шевченко), по отдельным свидетельствам – благоустройство перед ТЦ «Омский». Пространство улицы формировалось широким шагом бетонных плит, облицованными полированным природным камнем подпорными стенками газонов. Уличная мебель, освещение и навигация были решены в брутальной модернистской стилистике – строгие геометрические формы, специальный кирпич для скамеек и клумб, белые шары светильников. На бульваре Победы и аллее Поэтов еще можно видеть такие же светильники, у Торгового Центра – скамьи. Металл, кирпич, дерево, бетон в их натуральном виде дополнялись ландшафтными группами из деревьев и кустарников: ели, аллея пирамидальных тополей, ивы и клёны давали тень. В 2000-е улица поменяла свой облик в режиме ремонта и получила стилизованный под классику вид: подпорные стенки были облицованы плиткой под сланец, тротуары замостили мелкой бетонной плиткой, фонари заменили на «пушкинские». Вероятно, это было связано с установкой памятника Чокану Валиханову, учёному и выпускнику кадетского корпуса, около консульства республики Казахстан.

Пешеходная связь, начатая улицей, одна из самых протяженных в городе – включая бульвар Мартынова, жилую улицу 20 лет РККА. Если 20 лет РККА это внутримикрорайонная транспортно-пешеходная связь, бульвар Мартынова – место для отдыха жителей прилегающих кварталов, транзит от СКК им.Блинова до остановки Голубой огонёк, учащихся к школе №37 и мемориал омских поэтов, то отрезок между Иртышом и пр.Маркса – определенно место пешеходного движения как для района, так и для всего города в летнее время по маршруту остановка-пляж. Отсутствие до недавнего времени значимых общественных заведений делало улицу местом исключительно для променада и транзита. Практическое отсутствие скамеек и урн – привело к фактической монофункциональности, которая красноречиво прерывалась исключением у памятника Ч.Валиханову. Отдельным сценарием для весенне-летнего сезона являются пленэры художников: исторические здания считаются хорошими объектами для городского пейзажа.

Эти три здания: доходный дом Михайлова, особняк Гриневицкого, дом Штумпфа значимы для исторического и культурного контекста улицы. Её смело можно рассматривать как коллекцию архитектуры начала 20 века, даже с частично сохраненной системой землепользования (придомовые участки огорожены и не застроены). Доходный дом Михайлова представляет настоящий европейский Ар Нуво, здание ресторана (доходный дом Машинского) – рациональный кирпичный стиль, центр детского творчества – неоклассицизм, особняк К.Гриневицкого – кирпичный модерн, дом Штумпфа – ропетовскую стилизацию русского стиля в деревянном зодчестве. Если Казачья площадь – остатки XIX века с примесью модернизма, то ул.Валиханова – это начало капиталистического XX века в лучшем его проявлении в среде рядовых городских кварталов.

Культурно-исторический контекст создают и музей городского быта (на ул.Театральная), музей Кондратия Белова, учреждения – Народный хор, Дом Актёра, Центр детского творчества «Созвездие». Гастрономическая составляющая представлена псевдофранцузским рестораном, кондитерской и кофейней.

Монументальное/мемориальное значение обеспечено бюстом К.Белова (скульптор В.Мурашов), памятником Чокану Валиханову (скульптор Азат Баярлин).

Представительская функция сосредоточена в формате консульства Казахстана, офиса «Омекс», офисного здания по 8 марта, 8 (Омскстрой), отделения Российского общества автомобилистов.

Сложившиеся ландшафтные композиции – аллея пирамидальных тополей, группа елей и лиственниц напротив консульства, ивы по ул.Комиссаровская – составляют визуальные отпечатки памяти об улице.

Этот веер смыслов и значений, который уже существует на улице Валиханова можно дополнить и субкультурными сюжетами: в начале 2000х здесь обосновалась молодежная тусовка – ранее работал Дом Архитектора (по диагонали от Дома Журналиста, ныне – консульство Казахстана), где под покровительством Екатерины Николаевны и Людмилы Мартыновны происходили встречи профессионального сообщества. Сейчас такую роль играет Музей Кондратия Белова, где собираются любители искусства, вероятно – двор Общества Автомобилистов, где нередко что-то чинят.


(слева – реклама, справа забор двора, где что-то чинят)

Летом улица Валиханова, как и параллельные ей Короленко, Чкалова становится курортным пространством: загорелые люди в пляжных костюмах и с соответствующими аксессуарами движутся к остановкам общественного транспорта. В иные, в том числе зимние и осенние дни, по этим улицам прогуливаются люди в кадетской форме (учащиеся корпуса), напоминая об историческом прошлом форштадта и создавая особую атмосферу.

Тишина и камерность этой улицы противостоит парадности и триумфу Ленинградской площади; культурной презентабельности и культовому значению сквера у Никольского собора; жару и открытости городского пляжа.

Жилой (в противовес культурно-городскому) характер улицы стали формировать новые предприниматели: парикмахеры, кондитеры, аптекари, переводчики и лингвисты, риелторы, тур.агенты – все они работают для жителей района. До строительства подземного перехода этот набор дополняли сотрудники киосков на остановке – роспечати, мороженого, напитков, сохраняемые со времён существования «Театра кукол».

Утилитарные требования к пешеходному пространству

Утилитарные требования можно разделить на две группы: пешеходный уровень, утративший своё качество из-за отсутствия уборки территории; и необходимость модернизации инженерных коммуникаций, которая декларирована мэрией.

Определяя проблемные участки улицы от набережной до ул.Декабристов, нужно в первую очередь выделить причину – возросшую автомобилизацию с одной стороны и перегрузку офисных площадей с другой. Перегрузка здесь оценивается по количеству брошенных на газонах машин – вдоль бульвара Мартынова, во дворах бизнес-центра Золотая миля, у детского сада и у офисов на ул.Ленина, ул.8 марта. На месте газонов мы видим исключительно грязь, за которую никто не отвечает: собственники помещений не пытаются решить проблему парковочных мест. Под прессингом автомобилей утрачен бульвар в приречной части.

Другой проблемой является пересечение с городскими улицами. В кармане по ул.Ленина нет пандусов, вечно стоит лужа. На ул.Жукова невозможен переход от бульвара Мартынова к арке бизнес-центра: беспорядочная парковка, зебры в никуда, лужи, нарушенное покрытие, бетонные блоки, совмещенный проезд – все это препятствия неархитектурного плана. О безопасности движения в зимний период говорить не приходится.

Следующим сложным местом является спуск к набережной: необслуживаемый склон, аварийная лестница соединяют благоустроенную смотровую площадку у 13-тиэтажного дома с нижней пешеходной платформой и периферией пляжа. При перепаде в 1-1,5 этажа необходимо обеспечить безбарьерность среды и спуска колёсных средств (колясок, велосипедов). В проекте для Перми это решалось коннекторами, что-то странное возводится в Смоленске, интересный ландшафт сформирован в Тюмени.


(Тюмень)

Реальной проблемой станут входы в общественные помещения первых этажей: отметки пола зданий разнятся. В принципе перед каждым домом нужны единые платформы, которые помогут создать новый ландшафт улицы. При этом для проезда пожарных машин, техники нужны еще и в меру широкие пандусы. Эти факторы создают определенные ограничения, конфликтуя с зелеными насаждениями и городской мебелью, при этом могут появиться интересные решения: амфитеатры, подпорные стенки. В этом плане необходимость реконструкции улицы назрела: 10 лет назад первые этажи были жилыми и закрытыми.

Модернизация коммуникаций, которые разложены под всем профилем улицы в соответствии с нормативными просветами между трассами (их 5-6 видов) и стволами деревьев, должна предусматривать не только замену труб, но удобство эксплуатации в будущем (например, они не должны препятствовать организации входов в первые этажи). В региональные нормативы перенесена рекомендация по прокладке сетей в тоннелях, что сократит ширину коридора и повысит безопасность использования. В этом случае логично «похоронить» старые элементы, которые невозможно отделить от разросшихся корней (если верить застройщику – это основная проблема участка), и переподключить здания к новым.

Исходя из утилитарной пешеходной функции, необходимо обеспечить качество покрытия, круглогодично используемого и очищаемого; безбарьерность; преимущество для пешеходов по отношению к пересекаемым проездам; наличие освещения, необходимых ограждений и поручней на спусках, навигацию, сбор мусора. Все это обеспечивается разделами проекта: генпланом, схемой расстановки малых форм, инженерным благоустройством, вертикальной планировкой.

Вместо заключения

Комплексный проект благоустройства должен решать все указанные проблемы, задавать высокое качество исполнения и городской среды в результате, учитывая понесённые затраты и статус мецената. В противном случае ко дню города появится потёмкинская деревня, выражающая исключительно имидж дарителя.

Исходная архитектура улицы – с разными отметками входов, различными стилями, богатым культурным контекстом, редкими в городе сформированными ландшафтными композициями может стать хорошей основой для концептуального решения и проекта. Выбирая между ценностями существующего пространства и созданием нового нужно находить разумный компромисс, понимая, что деревья более ценны, чем закопанные трубы, и у них всё-таки разный срок жизни: 300 и 50 лет соответственно (недаром в городе сохранились памятники природы – старейшие ивы и яблони).

Что касается истории о кристаллах нового, рассыпанных в историческом пространстве – она имеет право на существование (в конце концов – «дарёному коню в зубы не смотрят»). Важно чтобы «конь» не превратился в «слона»: «в посудной лавке» - если потеряем деревья, а соответственно тень и уют; и «белым» - если улицу будет невозможно эксплуатировать и использовать, она ухудшит ситуацию прилегающих кварталов.

P.s.

Хотелось бы обратить внимание еще на пару аспектов. Личность Чокана Валиханова (http://www.gumilev-center.ru/evrazijjskijj-proekt-chokana-valikhanova/), имя которого присвоено улице, заслуживает большего внимания, чем памятник – он может стать отдельной отправной точкой для развития среды (вплоть до поиска уникальных ландшафтных решений в связи с его экспедициями).

И мы совершенно забыли о самом процессе создания/реконструкции общественного пространства, примером которого является сложившаяся ситуация: компания-меценат предлагает крупный проект, региональная корпорация и застройщик его реализуют. Важен вопрос не только взаимодействия с заинтересованными лицами и группами (жители, бизнес, эксперты), качества проектных решений, но и жизни этой улицы: за прошедший сезон на ней так и не убрали снег, неоднократно парковались машины и появился «зимник» - нелегальный проезд с улицы Ленина; скучились какие-то рекламные штендеры, добавились новые входы, еще положили плитку. На время строительства пешеходного перехода всё усугублено временными коммуникациями, застройщик и регион не удосужились обеспечить комфорт жителей: нет освещения под навесом вдоль центральной улицы, не чистится прилегающая территория. В этой связи логичен вопрос – а кто за этой красотой будет ухаживать?

Иллюстрации: собственные исследования автора, материалы для лекции проекта Вышка “Общественные пространства” (по работам В.Кочедамова, Б.Оглы и др.)



Источник: http://fima-fr.livejournal.com/242625.html
Категория: Архитектура Омска. Общее | Добавил: KVV (10.03.2014) | Автор: Ефим Фрейдин
Просмотров: 4980 | Теги: пространство, Омск, сообщество, Фрейдин, архитектура, город, планирование | Рейтинг: 5.0/2 |

Похожие материалы раздела Публикации:

Всего комментариев: 0
avatar

Поделиться

Поиск

Познавательно

Объявления

Подписка

Чтобы подписаться на обновления нужных разделов, нажмите на соответствующую ссылку:

  • новости ОК
  • публикации ОК
  • дневник ОК
  • объявления ОК
  • форум ОК
  • фотографии ОК
  • Любопытно

    Вход