ОМСКИЙ КЛУБ


Рубрики

Неразобранное [53]
Статьи на самые разные темы

Опрос

Откуда вы узнали об Омском Клубе
Всего ответов: 118

Интересно

Теги

Омск Омский Клуб дискуссия семинар Клуб Деловых Журналистов маркетинг позиционирование дискуссия по позиционированию Омска архитектура стратегия выставка мифы проект Корб Экология рефлексия муратов Образ фото Кручинский конкурс региональный маркетинг Шатилов сайт дерево коновалов Развитие Кунгурцев диспут Костарев Позиционирование региона интернет память Политика Россия клуб чиновники брэнд город экспертиза Власть бренд история искусство культура СМИ Монстрация брэндинг сообщество инфраструктура проектирование Выборы бизнес Омск-300 ГПО блогер #Omsk город-сад Город-пень Блогеры территориальный маркетинг памятник снос акция день города арт-выставка Омская область горсовет гражданский план Омская крепость депутаты гражданская самоорганизация самоуправление Друг Деревьев городские ущелья градостроительство видео самоорганизация организация инициатива урбанистика #НаПушкина коммуникации гражданский план Омск-300 Федоров Любинский Активность Открытая Крепость Завьялова управление Экономика методология социология Клуб Блогеров Аналитика ОКБ акции Мельниченко 2013 2009

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Публикации

Главная » Статьи » Общие темы » Неразобранное

Аркадий Кутилов: «Москва придумает меня». Или Омск?
   7 июня в омском Доме актёра состоялась презентация нового документального фильма об Аркадии Кутилове, омском поэте. Кутилов не был известен при жизни сколь-нибудь широким массам, хотя омская творческая среда его знала в лицо. Однако после трагической гибели никому ненужный бомж, похороненный в неизвестной до сих пор общей могиле, стал достоянием интеллигенции. Сначала омские писатели, а позже – отдельные издатели и поэты в Омске, Новосибирске и Москве признали наконец талантливого поэта. Однако слава к нему так и не пришла, даже спустя четверть века с момента его кончины. Возможно, всё дело в том, что творческое наследие поэта-бунтаря – сохранилось лишь в виде рукописных архивов, которые собирал его близкий друг Геннадий Великосельский. А редкие публикации в газетах дела никакого не делали. В прошлом году не стало и Великосельского, его архивы были переданы Нине Салохиной, сочувственно относившейся к Кутилову и бывшей когда-то преподавателем в колонии, где поэт «мотал срок». До сих пор изданы лишь выборочные стихи Аркадия, выбранные для публикации самим Великосельским. Так же, как и рисунки. Рисовал Кутилов, надо сказать, много – едва ли не больше, чем писал стихов – однако рисунки сохранились у большего числа людей, чем его поэтические открытки и плакаты.

   Уже больше 10 лет я занимаюсь составлением биографии Кутилова, издаваемый мной журнал «Патефон Сквер» в начале 2000-х впервые публиковал некоторые статьи и новые факты о сибирском поэте, которые позже перепечатывались в столичной прессе или СМИ. Ещё в 2002 году толстый литжурнал «Новый мир» ссылался на впервые опубликованную в «Патефон Сквер» статью Нины Салохиной. В каждом номере журнала мы публиковали воспоминания людей, знавших Кутилова при жизни. Архивы фотографий, рисунков и стихов нам пополнял наш друг Геннадий Великосельский, который принёс в дар редакции несколько альбомов копий, а также частные лица, часть архивов которых вскоре стала достоянием созданных недавно музеев Кутилова в Омске и области.

   Отрадно видеть, что книги сибирского поэта продаются на литературных вечерах, что уже не одна, а целых три книги вышли после его смерти, что опять же – три – фильма снято о нём, что имя поэта включено в «Строфы века» Евтушенко… Однако, при всём уважении к таланту и имени, несколько печально смотреть на эту шумиху. Такое ощущение, что люди пытаются очистить свою совесть – как в том фильме Павла Лунгина, «Остров» - помните? Ведь сотни людей ежедневно или еженедельно общались с Кутиловым – тот приходил в редакции газет, читал стихи в фойе омских институтов, разгуливал по главным улицам и паркам города, разглагольствуя об искусстве или устраивая своеобразные перфомансы. Все эти люди могли ему помочь – но, видимо, их отпугивал буйный нрав Аркадия. Сегодня же создаётся ему памятник нерукотворный. Я понимаю боль и печаль Великосельского – тот действительно смог больше помочь другу после его смерти, чем при жизни – но остальные…

   Я не хочу сказать, что это ненужно. Я хочу сказать, что память о поэте должна быть священной – либо никакой. А мозолить одно и тоже – мусолить одни и те же слова, факты, десятилетиями причитать, что непризнан, но талант – это уже трагифарс.

   К предмету. Фильм «Москва придумает меня», как и большинство общеизвестных материалов о Кутилове, основан исключительно на публикациях Геннадия Великосельского – я имею в виду закадровый текст – и на интервью 3-4 известных общественности людей, связанных с памятью поэта. Я не хочу сказать, что это банально – но это затёрто. Это не оригинально. И это отнюдь не новое слово о забытом поэте. Это старое слово о драме поэта. Это, увы, продолжает печальную тенденцию отечественной авторской документалистики, когда авторы стремятся успеть поскорее создать «шедевр» на основе 2-3 текстов. Как Хржановский буквально смолотил «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» по трём эссе Бродского, так и омско-московская команда «Свой почерк» сделала то же самое исходя из скудного биографического материала.

   Команда же на презентации фильма рассказывала о своих злоключениях, которые ждали её на пути к «шедевру»… Хржановский, несмотря на то, что фильм сделал отвратный, добился того, чтобы неуступчивые жильцы квартиры №26, в которой в Петербурге жил Бродский, дали ему снимать фильм на историческом материале – в его комнате. Он затратил усилия. А авторы фильма о Кутилове пошли путём наименьшего сопротивления: «Мы снимали там, где нас ждали». Отсюда и вторичность картины, и совершенно отвратный ход, где интервью дают одноклассники Кутилова – вот, мол, посмотрите, какие мы молодцы, нашли дескать оригинальный кадр. Да не о рисунках в школе надо рассказывать, уважаемые «киношники»! Вы создаёте фильм о Поэте – так говорите о нём, о его стихах, о его жизни. Не надо этих «жареных» фактов о раскрасках в школе, не надо «простонародья», которое якобы говорит об уникальности условий жизни поэта и его «дикой» среде. Не надо этих пошлостей!

   Бродский завещал своим биографам – говорите о моём творчестве, и пожалуйста, постарайтесь не говорить о моей биографии. Моя биография – в творчестве. Судьба у Кутилова, хоть и менее насыщена событиями, всё же не менее драматична, чем у Бродского. А может и более. И тем не менее, этот человек – творил – боролся с тяготами судьбы через стихи, рисунки, акции. Да, один из главных интервьюеров, снявшихся в картине о Кутилове, советский поэт Евгений Евтушенко всё верно понял – Кутилов был свободным человеком в несвободной стране. Вот об этом надо говорить. Это потом, когда – если случится такое – Кутилов будет признан писательскими кругами или тем более массами – тогда уже можно будет слагать куплеты и вспоминать деревенские идиллические картинки. А сейчас давайте больше говорить о поэзии. И о поэте.

   В чём значимость и главная сила Кутилова? В том, что, по словам Евтушенко, все слова на своём месте? Нет, не в этом. Это важно, это дар, но главная сила – в Свободе. Свободе Личности. И каждое его стихотворение – о свободе, либо об её обретении, о пути к ней. Не в красивых метафорах дело, дело – в том, что Кутилов заявлял всегда: первичен – Человек! И только потом – государство и даже мораль. Это, может быть, звучит кощунственно – но только для человека, не имеющего внутренних принципов, внутренней оценки каждому поступку своему, внутренней морали. В фильме есть на это указание – Кутилов кричит бюрократам: «Вы говорите, что мои принципы гнилые? Пусть – у вас их вообще нет!»
Евтушенко не зря сравнил Кутилова с Высоцким – оба были против гнёта государства над Личностью. Но Высоцкий говорил о людях – а Кутилов говорил о себе. Экстраверт и интраверт. Певец – и философ. Скоморох – и странник. Противоположные друг другу – и одновременно Системе.

   Что же о фильме, то заслуга авторов, пожалуй, лишь в одном – они вывели наконец на экран сына поэта. В своё время, когда мы связывались с ним в 2001-2002 годах, тот наотрез отказывался давать интервью кому бы то ни было. И только вмешательство некоторых родственников и старых друзей Кутилова помогли разговорить Олега – однако встречи у нас так и не состоялось. Киношникам удалось его показать. Странно только, что при всей любви к жареным фактам, авторы абсолютно не затронули жизнь и судьбу самого Олега… А может просто не успели о ней узнать? Ведь, как они вторили друг другу – спешили…

   Куда спешили то? Показать фильм на дне рождения Евтушенко в Москве и на годовщину смерти поэта – в омском Доме актёра, где зал был полон лишь на четверть? Да, об этом стоит сказать дополнительно: омское отделение Союза Российских Писателей, бывшее на мероприятии своим активом и аккредитованными журналистами, халатно подошло к организации презентации: в городе о ней не знал никто! А ведь на поэтические вечера Кутилова сюда же приходит несомненно больше людей – знающих и любящих стихи своего земляка.

   И пожалуй, последнее. Стихи – вот что оставляет поэт после себя. Может быть, нам стоит забыть на время о великой трагедии Кутилова, и узнать больше о его великом счастии – поэзии? Ведь он сам говорил, что стихи его лечили, его оживляли, его воссоздавали из загубленной в реальности жизни. Давайте говорить о них, и о его Личности, просвечиваемой среди его строчек. Пусть время расставит само всё по местам: гений Кутилов или просто талантливый поэт - какая разница, если вам нравятся его стихи? А если не нравятся, то к чему весь этот сыр-бор? Кутилов при жизни (в отличие от Высоцкого, к слову) не добивался регалий - ему бы лишь печататься. А мы ему сегодня пытаемся выбить награды. Награда вся - в признании. Вот это и есть - "Москва придумает меня".
 
   П.С. И ещё в тему, но не по предмету. В Омске так сложилось, что очень много поэтов и художников живёт здесь и творит. Здесь среда такая - творческая, располагающая. И стихи гениальные пишутся, и картины - хочется, чтобы не только после смерти памятники ставили и музеи создавали, но чтобы при жизни отношение к творцу было человеческим - хотя бы. Это уже обращение к власти и бизнесу: художники и писатели - это не только те, кто имеют соответствующие корочки. И помогать (давать возможность творить и реализовывать себя в обществе) нужно всем - даже тем, кто против Системы. Будет комфортная творческая среда - будет и город ярче, и народ к власти лояльнее. Ведь так?


Источник: http://kines-om.livejournal.com/
Категория: Неразобранное | Добавил: profesor (09.06.2010) | Автор: Кинес Кизиитов
Просмотров: 3912 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.6/5 |

Похожие материалы раздела Публикации:

Всего комментариев: 1
avatar
1
Последние двадцать лет наблюдается отъезд омичей из родного города. В европейскую часть России, в Москву, в Штаты, в Канаду… Уезжают люди предприимчивые, талантливые и известные.

В Омске таланты рождаются? Да! Закрепляются? Вот тут вопрос. Талант, по определению нестандартен, и трудно уживается с чиновничеством. По мнению Михаила Задорнова, чиновник (он же посредственность) всегда настроен против талантов. Уезжают? Да! Уезжают артисты драматического, музыкального театра; уехал целый театр «ЧЕЛОвек» в Санкт-Петербург. Надежда Комарова поёт в Красноярске, Дмитрий Сычёв и Ко играют в Москве. Закончив выступления, уехала из Омска и Ирина Чащина. У каждого омичаесть друзья и знакомые покинувшие город навсегда, продолжить перечень каждый может самостоятельно. Предприимчивые, талантливые и известные? Обычно да. Утрачивает Омск, что-либо отъездом талантливых омичей? Думаю, да.

Оставим в стороне вопрос «Кто виноват?» и попробуем сформулировать «Что делать?» Преобразовать Омск в благоприятное, комфортное подходящее, место для проживания и деятельности ТАЛАНТов. Вот она идея для развития города на десятилетия вперёд, этакая программа-максимум. А начать надо с программы-минимум: устранить дискомфорт для талантов, чтоб не бежали из Омска. Отсюда вытекает, скажем, такой вывод: надо в первую очередь не слабым социальным слоям помощь оказывать, а создавать условия для поиска, развития и главное комфортной деятельности талантов.

Омск – город благоприятный для талантов. Приняв данную ‘национальную’ crazy идею за ключевую для позиционирования Омска, можно двигаться к «инвестиционной и туристической привлекательности региона». Конечно, Омск нескоро встанет в один ряд с такими открытыми и знаменитыми города как, к примеру, обласканная в советское время поэтами, писателями и композиторами Одесса, но стремится к этому нужно.

Опубликовано на форуме Омского Клуба 15 февраля 2010 г. - там продолжена тема про отношение к творцам.

avatar

Поделиться

Поиск

Познавательно

Объявления

Подписка

Чтобы подписаться на обновления нужных разделов, нажмите на соответствующую ссылку:

  • новости ОК
  • публикации ОК
  • дневник ОК
  • объявления ОК
  • форум ОК
  • фотографии ОК
  • Любопытно

    Вход