Я часто использую термины дискотека или стенгазета для обозначения оргсхем, имитирующих полноценную проектную организацию с помощью... воодушевления или иных эмоциональных ресурсов. Иногда, правда, дополнительно рассказываю об известном мне опыте такой постановки дискотечного и стенгазетного дела, которой позавидовали бы многие производства и бизнесы :-)
Вот недавно, например, не выдержал и кратко высказал коллегам по инициативной группе проекта #НаПушкина (см. выдержку из стенограммы рабочей встречи в конце поста).
А тут натыкаюсь на замечательный пост Анатолия Левенчука, которого я именую не иначе как одним из умнейших людей современной России, в котором он рассказывает о своем выступлении в МАМИ, посвященном инженерному образованию в России, и заканчивает таким тезисом:
"Тем не менее, есть в МАМИ и интересный опыт с рабочими проектами, который нужно развивать, развивать и развивать. Просто нужно к этой идее отнестись по-инженерному: не ожидать, что в результате разных "межпредметных" игротехнических, соревновательных, командных практик откуда-то у студентов появятся нужные компетенции, а спроектировать появление этих компетенций, научить этим компетенциям вполне осознанно. Иначе могут выпуститься радостные молодые люди, у которых каждый их инженерный проект будет весёлый и ненапряжный, с элементами игры и отличным бесконфликтным командным взаимодействием -- только инженерные результаты проекта почему-то не будут достигаться. После дискотеки-то тоже в пивную все радостно идут командой, и лидеры в этом проявляются, только работа почему-то от этого не движется. Этого в учебных проектах и нужно бояться: похожести на дискотеку, невозможности предъявления тех навыков мышления и действия, которые будут перенесены студентами из учебных проектов в производственную среду, в проекты других типов"...
Выдержка из стенограммы рабочего заседания инициативной группы проекта #НаПушкина 10 декабря 2014 года
Виктор Корб: ... сначала очень короткое общее соображение.
Проект, с одной стороны, сверхсложный - тем, что он абсолютно такой инновационный. Меня даже Фима вот подцепил в один из моментов, когда я про аналоги походя так сказал... Но понятно, что в чистом виде такого нет. И проект принципиально открытый. В этом и плюсы есть, и минусы. Я к чему клоню? К тому, что его нельзя, невозможно делать как обычный проект. И, соответственно, ключевой ресурс в нем - это именно вот это самое вовлечение людей. Мы ни при какой конфигурации нашего внутреннего оргкомитета или инициативной группы - как бы мы их ни называли, как бы мы ни пересаживались - мы его не потянем принципиально...
... Так вот, соответственно, ключевые на этом этапе вопросы, на мой взгляд, - это, как ни странно, вопросы маркетинга. Вообще говоря, тут надо нам провести какое-то... Просто так распределять задания - это тоже можно, но надо понять все-таки, в какой управляющей конфигурации мы это будем делать. У меня есть какое-то свое представление, да, я один из ключевых инициаторов. Почти по всем компонентам. Но я не могу это на себя брать и я пока не вижу, чтобы сформировалось то, что я называю "внутренней командностью". Соответственно, я бы, например, взял на себя (этот текст) и я уже недели две назад, когда Паша об этом сказал, чуть было не сказал сразу привычно, как пионер: "Ну, давайте я сделаю заготовку!" Но я себе сказал: "Стоп!" И сейчас, вот видите, я сейчас затягиваю, потому что ситуация непонятна пока. И вот даже то, что вы сейчас стали в рабочем режиме, то, что Фима справедливо сказал, что это документ должен быть открытый и он, наверное, совпадает по формату с группой и, может быть, с листовкой и т.п., но сразу - нет, не совпадает! Потому что для листовки надо понимать, какая у нее целевая группа. Потому что листовка может быть и к стейкхолдерам, к предпринимателям, а может быть и к бабушкам - абсолютно разные форматы...
... Короче, я завершаю это вступление. Чтобы сильно не тянуть, я готов написать какой-то универсальный эскиз. Но надо, чтобы было понимание общее, что так мы будем страшно медленно двигаться. Если мы не начнем распределять в том числе и такие вещи даже. То есть, распределять, сохраняя целостность. Пока совершенно непонятно, как будут делаться эти обращения: кто пойдет, кто будет это курировать, кто будет непосредственно общаться, с кем, в каком порядке и т.п. Причем, это выстраивание ведь достаточно сложное, объемное по ресурсам, и совершенно непонятно, как мы будем это делать. Честно, я сейчас крайне скептично, даже более скептично настроен, чем даже еще месяц назад. Не понимаю. Вот, правда, не понимаю. Может, нам надо как-то заузить, резко сократив количество этих начальных шагов, но делать их как-то более острыми.
Я, может, немного забегаю (по повестке), но это важно. Например, провели мы этот проход по улице. Вообще говоря, несмотря на ее экспромт и спонтанность, вышли на очень интересное решение, в том числе, напоминаю, составление этого "списка первоочередных зон", которые можно рейтинговать, которые можно сделать мотивом, стимулированием интереса и т.д. И куда все это делось? Никуда!.. Никак. Показательно, что оно даже не зафиксировалось в рассылке, даже никто не вспомнил на следующей встрече. Это тот самый режим, что мы - без обид, а просто методически - мы всегда в моем окружении называем стенгазетой или дискотекой. То есть, пока собрались, такой общий энтузиазм, здорово, вот мы все здесь этим составом отлично понимаем, договорились... И это до следующего сбора. Следующий сбор с другим составом людей - соответствено, все забыли, даже собственные проходы, опять энтузиазм, опять что-то делаем. Вот, то есть, если прямо сейчас лист развернуть, то мы сделаем стенгазету, если музыку включить, то мы потанцуем... Но какое это отношение имеет к серьезному большому проекту? Даже минимальной нет фиксации, четкого распределения, ответственности и т.д.
Ну, это, извините, я сделал такое вступление. А возвращаясь к началу, я готов, чтобы хоть как-то это ломать, взять на себя эту аннотацию. Если это хоть как-то будет сдвигать...
|