Являются ли муниципалитеты институтами гражданского общества или же они - троянские кони от государства, дары уносящего? В российском законодательстве черным по белому прописано первое (муниципальная власть независима от госструктур исполнительной власти), хотя де факто - мало кто сомневается, что местное самоуправление интегрировано в "вертикаль", не является самостоятельным публичным актором и тем более - частью самоорганизующихся сообществ. Даже "по дресс-коду", осанке и самовосприятию муниципальная бюрократия один в один - госслужащие, зашуганные приказами сверху и глуховатые на соцзаказы с низов. Так - сложилось. Но ничто не вечно и в ближайшее пятилетие в силу массы совершенно объективных причин граждане возьмутся отвоевывать региональные администрации и муниципалитеты для обживания собственного биографического пространства. Движения в защиту исторических памятников по типу санкт-петербургского "Живого города" (save_sp_burg ) или московского "Архнадзора" (archnadzor_ru ), инициативные группы против уплотнительной застройки, пермский эксперимент с гражданским контролем за городским транспортом, борьба за символы и даже распределительные коалиции на конкурсах социальных муниципальных грантов по проектам локальных НПО - это только начало. Всюду, где наберется критическая масса граждан-горожан и "социальных конструкторов", для которых город реальней, чем столичная картинка по телевизору, для которых важно проектирование и признание их семейных и кондоминиальных интересов, потребностей в уюте, общении, самовыражении, гордости за место, где течет жизнь... Там, наконец-то, начнется гражданское (полисное, комфортное для жителей и вольное - для горожан), а не номенклатурное (с т.зр. удобства для управления) или чисто коммерческое (капиталоносные площади) градостроительство. + + + Интересный вопрос: как происходит превращение жителей-обывателей в граждан-горожан? То есть - откуда и в силу каких причин берутся люди, которым тесно в капсулах "дом", "данная кем-то работа", "организованный кем-то досуг"? Окситанские трубадуры из фолк-роковой "Fabulous Trobadors" (см. их ситуационистский опус "Ma ville est le plus beau park") полагают, что никаких предпосылок и никакой социальной магии в таких превращениях нет. Просто, ни с того, ни с сего в нескольких кудрявых головах чертится Linha Imaginòt (это - предложенный музыкантами концепт: антицентралистская символическая линия солидарного обмена, культурной демократии, муниципальной автономии etc). И - понеслась: пустое, несемиотизированное, неутилитарное пространство зданий, улиц, площадей распрямляется трудом, карнавалом, акциями...
Источник: http://community.livejournal.com/music_action/429945.html |